Но главными гостями турнира по уже устоявшейся традиции стали президент ФИФА Йозеф Блаттер и легендарный в прошлом футболист, а ныне - кандидат в президенты УЕФА Мишель Платини. Последний, учитывая предстоящие выборы, старался держаться в тени и общения по большей части избегал. А вот глава мирового футбола, напротив, говорил много и охотно. Президент ФИФА выразил поддержку Платини, похвалил Виталия Мутко и ответил на пару вопросов корреспондента "РГ".
Российская газета: Вы каждый год приезжаете в Москву на Кубок Содружества. Замечаете ли какие-то изменения в российском футболе?
Йозеф Блаттер: Действительно, и до избрания меня на пост президента ФИФА, и после я каждый январь приезжаю в Россию. Причем был не только на Кубке Содружества, но и на Мемориале Гранаткина, где выступают юношеские сборные. Перемены в вашем футболе действительно заметны. С того времени, когда на пост главы РФС пришел Виталий Мутко, ему была придана новая динамика. Стартовали новые программы, у РФС большие планы развития футбола. Можно смело сказать, что вы находитесь на очень правильном пути. Еще в августе я говорил о том, что инвесторам стоит обратить внимание на российский футбол, и сегодня с радостью констатирую, что у вас есть хорошая профессиональная лига, позволяющая получать игрокам достойную зарплату. Но хотелось бы, чтобы это происходило не только в больших городах. Нужно широкое развитие футбола хотя бы в 20 регионах. Думаю, РФС удастся провести в жизнь такой проект.
РГ: В российском чемпионате сокращается число легионеров. Ваше отношение к этому?
Блаттер: Очень важно контролировать доступ в профессиональные клубы зарубежных и доморощенных игроков. Шаг за шагом нужно увеличивать число российских футболистов. Это полностью соответствует тому, о чем говорилось на конгрессе ФИФА в июне прошлого года. Мы пытаемся прийти к соотношению "шесть плюс пять", когда на поле в команде будет играть пять легионеров и шесть своих. Это позволит вашему футболу избежать завоевания игроками с других континентов. Но самое важное для России - это массовый футбол. Я всегда говорил, что Россия - это не страна, а целый континент. И это пространство налагает на вашу страну обязанность развивать массовый спорт. В этом аспекте РФС со стороны правительства России оказывается поддержка, что нами тоже приветствуется.
РГ: Ваше заявление о том, что европейским чемпионатам стоит перейти на систему "весна-осень" наделало много шума. Чем оно было вызвано и в какой стадии этот вопрос находится сейчас?
Блаттер: А вы знаете, почему в континентальной Европе летом не играют в футбол? Ведь в июне-июле в ведущих чемпионатах перерыв, а в прошлом году они и вовсе закончились к середине мая из-за чемпионата мира. Мы не играем в футбол в лучшие для этого месяцы, а такая система берет начало с Британских островов, с Англии. Там начали играть в профессиональный футбол еще в начале XX века. И по традиции матчи проводились в два часа дня по субботам. Это было потому, что тогда не было телевидения, кино, никаких других развлечений. И поэтому футбол в зимнее время воспринимался как манна небесная, как единственное зрелище. Летом же таких проблем не было - хорошая погода, море, людям было чем заняться. Когда футбол распространился в Европе, остальные страны просто скопировали такой календарь. Но современное общество разительно отличается, а мы по-прежнему играем в футбол не в лучшее время года. Поэтому вопрос о переходе на систему "весна-осень" как минимум достоин обсуждения. И мы будем его рассматривать на заседании нашей рабочей группы. Пока же никакого решения не принято.