01.02.2007 03:00
Экономика

Пятая часть проверенных в Москве заправок продает суррогатный бензин

Пятая часть проверенных автозаправок по-прежнему продают "бодяжный" бензин
Текст:  Екатерина Севрюкова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4283) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4285)
Читать на сайте RG.RU

Корреспондент "РГ" побывал на проверке одной из столичных АЗС. Рано утром инспектор получил конверт, вскрыл его и узнал адрес заправки, которая на этот раз попала под пристальное внимание властей, - улица Летчика Бабушкина, 38. То есть до самого последнего момента ни проверяющие, ни проверяемые не знают, куда нагрянет инспекция. Это позволяет избежать инспектору всяческих соблазнов и искушений. Судя по всему, столичные автозаправщики хорошо наслышаны о рейдах департамента, поскольку в ответ на постановление, которое инспектор предъявил операторам, мы не увидели ни возмущения, ни особого раздражения. Инспектор проверил паспорта качества, свидетельства операторов и последние товарно-транспортные накладные, а также взял по три пробы каждой марки топлива - 80, 92, Дт и 95 (каждая проба - это 1,5 л бензина). Одна из этих проб остается в специальном банке на случай так называемой арбитражной экспертизы, если владелец АЗС захочет оспорить результаты. Вторую получает продавец топлива. Во-первых, для того чтобы иметь возможность отдать ее на исследование в другую лабораторию, если он не согласен с "выводами" экспертизы. Во-вторых - чтобы получить гарантию, что инспекторы не подменят бутылку с бензином. Третья проба идет непосредственно на экспертизу. Каждую бутылку пломбируют, присваивая пломбе свой номер. Вся эта информация, в том числе номера чеков, вписывается в протокол отбора и акт проверки. После подписания документов обеими сторонами процесса одна копия остается на АЗС, вторую забирает инспектор.

На этот раз проверка прошла спокойно. (Угрожают ли инспекторам, пытаются ли их подкупить? На этот вопрос проверяющий ответил сухо: "Без комментариев"). Взятые пробы отвезли в одну из четырех лабораторий (какие именно - не называем в целях безопасности), с которыми у департамента заключен договор на проведение анализов. Результаты исследования будут известны в течение трех рабочих дней. У департамента есть и своя собственная лаборатория. По словам Александра Горшкова, начальника отдела контроля качества моторных топлив департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, ставни на окнах и металлическая дверь должны защитить ее от проникновения посторонних. Здесь царят жесткие нравы. Помимо ежегодного "внешнего контроля" со стороны Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лаборатории есть еще и свой внутренний контроль. "Мы периодически проверяем лаборантов (их всего трое), когда они об этом даже не знают, по стандартным образцам топлив или же по изготовленным нами образцам, - рассказал Горшков. - Таким образом, мы проверяем квалификацию персонала и работоспособность оборудования". По его словам, бензин проверяется по шести показателям: октановому числу, моторному методу, концентрации свинца, серы, объемной доле бензина и объемной доле ароматических углеводородов. Дизельное топливо - по четырем показателям.

История вопроса

Ежедневно в Москве реализуется порядка 8 тысяч тонн бензина и около 3 тысяч тонн дизельного топлива. При этом пятая часть проверенных заправок продает некачественный бензин. Важное дополнение: из более чем 800 московских заправок специалисты проверяют не больше 20 процентов в год. Учитывая, что число автомобилей с каждым годом увеличивается в среднем на 150 тысяч, а почти 90 процентов всех выбросов в атмосферу осуществляет именно транспорт, экология просто терпит бедствие.

Два года назад начались рейды по столичным АЗС. В течение 2005 года было проверено около 220 автозаправочных станций, торгующих моторным топливом на территории города. По фактам реализации моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям, было вынесено 48 постановлений о привлечении к административной ответственности. С 1 января прошлого года в соответствии с постановлением правительства Москвы, принятым в 2004 году, вступили в действие повышенные по сравнению с 2005 годом экологические требования к моторному топливу, соответствующие Евро-3. Штраф за продажу некачественного топлива увеличился с 1000 МРОТ до 3000 МРОТ (300 тысяч рублей). Однако и это не испугало королей бензоколонок. В прошлом году инспекторы проверили 188 АЗС, отобрав 654 пробы бензина. Пятая часть из них, а точнее, 38 автозаправок торговали некачественным топливом. 47 проб, что составляет 7,2 процента от общего количества отобранных проб, не соответствовали экологическим требованиям, а 28 из них - даже требованиям ГОСТ (ТУ).

Между тем возможности столичных властей ограниченны. Дело в том, что в соответствии с ФЗ о защите прав юридических лиц одну заправку можно проверять не чаще раза в два года. "Даже в перерыве между звонком разгневанного автовладельца и днем, когда инспектор приедет на заправку, некоторым АЗС везет - они успевают продать бодяжное топливо, - объясняет Горшков. - Быстрее и легче всего некачественное топливо владельцы заправок реализовывают в выходные и "дачное время", когда спрос на бензин особенно велик". В этой ситуации без участия федеральных властей не обойтись. Официальная позиция Москвы такова: чтобы "приструнить" вредителей, нужно ужесточить наказание для продавцов суррогатного бензина. Для этого департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы подготовил поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание для торговцев суррогатным бензином от четырех до шести лет лишения свободы. Были также подготовлены поправки в КоАП, которые предусматривают увеличение штрафов за торговлю некачественным бензином до 1 млн. рублей. Но пока эти поправки с успехом отбиваются лоббистами.

   мнения

Леонид Бочин, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы:

- Борьба нефтяного лобби за свои интересы не безуспешна. По крайней мере в канун Нового года в Госдуме между вторым и третьим чтением "потеряли" поправку в Уголовный кодекс РФ, подготовленную Москвой о введении уголовной ответственности за продажу и производство фальсифицированного моторного топлива. Наша самая главная стратегия - добиться внесения поправки в законы, чтобы гарантировать три-пять лет тюрьмы за производство и продажу бодяжного бензина. Это крайняя мера. Пусть будет и штраф, но такой, чтобы правила было невыгодно нарушать. Пока же его максимальный размер составляет 300 тысяч рублей.

Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации,  вице-президент Российского топливного союза:

- Мы считаем, что действия департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы не совсем правильны. С нашей точки зрения, неправильность заключается в том, что, установив завышенные требования по сравнению с федеральным законодательством, он штрафует как добросовестных торговцев, которые продают качественный продукт, так и недобросовестных, торгующих откровенной бодягой. Кроме того, в прессе появляется некорректная информация о том, что 20-25 процентов заправок продают некачественный бензин. С его подачи эти слова произносит и мэр. По нашим данным, около 7 процентов не соответствует повышенным требованиям Москвы и примерно 5 процентов - откровенная бодяга, которая не соответствует федеральному законодательству.

Товары и цены Легковые авто ЦФО