13.02.2007 03:10
Экономика

Екатеринбургских автомобилистов пересадят на общественный транспорт

Владельцам автомашин предложат воспользоваться общественным транспортом
Текст:  Владимир Приозерских (Екатеринбург)
Российская газета - Урал: №0 (4293)
Читать на сайте RG.RU

Прошлогодние рейды в очередной раз подтвердили, что основным загрязнителем воздуха в Екатеринбурге все больше становится автомобильный транспорт. Об этом подробно рассказывалось в публикации "Ненормативный выхлоп" (выпуск "Урал" за 16 января 2007 года ). Приводилась такая статистика: за год в атмосферу над городом выбрасывается примерно 220 тысяч тонн вредных веществ, из них 190 тысяч приходится на автомобили. Число автомашин за последние годы увеличилось многократно. До прошлой осени Екатеринбург по уровню автомобилизации занимал третье место в стране. И вот городские власти пришли к выводу: пора принимать не разовые и сугубо карательные меры, а профилактические. Именно они предусмотрены в долголетней программе "Чистый воздух".

Ставка здесь делается на создание широкой сети станций технического контроля за вредными выбросами в атмосферу, прежде всего автомобилей и оставшихся на территории города промышленных предприятий. Последние должны разработать и последовательно выполнять планы сокращения выбросов. А каковы задачи автомобилистов?

- Не соответствующие экологическим стандартам автомобили просто не имеют права появляться на улицах города, - говорит руководитель комитета по экологии и природопользованию администрации областного центра Сергей Архипов

Кстати сказать, первый этап долговременной операции "Чистый воздух" завершается в 2010 году. К этому времени надо разработать нормативы и другую документацию. А с дальнейшей реализацией программы содержание вредных компонентов в воздушном бассейне города должно уменьшаться ежегодно на семь-десять процентов. Речь идет о таких мероприятиях, как переход на стандарты "Евро" по автомобильным выхлопам и перевод городского спецтранспорта с бензина и дизельного топлива на газ.

Наконец, власти Екатеринбурга имеют намерение воспользоваться опытом крупнейших городов Европы по ограничению доступа на городскую территорию личного автотранспорта сугубо экономическими методами. За границей делается это элементарно: центр населенного пункта объявляется для автомобилей запретной зоной, а там, где их въезд разрешен, цены на автопарковки воистину кусачие. Автовладельцам становится выгодней пересесть на общественный транспорт.

Сразу возникает вопрос: а сможет ли общественный транспорт Екатеринбурга работать с адекватно увеличенной нагрузкой? В его адрес и сейчас нареканий предостаточно… В рамках проекта "Чистый воздух" намечено активизировать строительство трамвайных и троллейбусных линий, метро и, наконец, получит дальнейшее развитие идея "городской электрички". Что ж, как говорится, поживем - увидим, насколько итоги будут соответствовать изначальным планам.

На втором и последнем этапе реализации проекта "Чистый воздух", который должен закончиться в 2015 году, планируется обустроить на территории Екатеринбурга беспрецедентное количество дорожных развязок. Вокруг города появится тройное кольцо объездной автомагистрали. А внутри его - тоже сплошные "кольца", но из деревьев и кустарников. Развернется создание лесопарков и зеленых зон для нейтрализации автомобильных выхлопов и защиты от шума.

- Сейчас готовим документы, в которых парки и скверы города будут объявлены особо охраняемыми территориями, - поясняет тот же Сергей Архипов. - Чтобы никто не посмел ни дерево срубить, ни, тем более, построить на этих территориях какой­нибудь объект.

Следует заметить, что ускоренное строительство развязок, дорог и резкое увеличение количества зеленых насаждений не выглядит несбыточной чиновничьей фантазией, поскольку в 2009 году Екатеринбургу предстоит принимать высоких гостей - руководителей стран Шанхайской организации сотрудничества, которые соберутся здесь на саммит. Ради этого Федерация наверняка не поскупится на финансовую поддержку проекта благоустройства столицы Уральского федерального округа. Эту мысль подтверждает недавний приезд в Екатеринбург министра транспорта РФ Игоря Левитина. Он критически оценил дорожно­транспортную ситуацию в городе и дал понять, что Федерация не останется в стороне от решения этой проблемы.

Между тем

Появилась информация, что Екатеринбург, обойдя Санкт­-Петербург, вышел на второе место после Москвы по автомобилизации населения. На тысячу его жителей теперь приходится 239 легковушек. Следовательно, в интересах екатеринбуржцев не затягивать "подготовительный период", а приступать к экологическому оздоровлению, опережая первоначальный график.

Общественный транспорт Легковые авто Екатеринбург Урал и Западная Сибирь