Принцип действия "глушилки" элементарен для всех, кто разбирается в физике. В радиопространство определенной частоты (по "случайному" совпадению - той самой, где вещает неугодная станция) направляется другой сигнал. Перекрывая собой "посылы" радиостанции, он просто "выключает" звук. Устройство работает от простой батарейки - по расчетам, ее можно не менять в течение суточных беспрерывных катаний на маршрутном такси.
По словам барнаульского умельца, приборчик он собрал в единственном экземпляре - для впечатлительной девушки. Сам на маршрутках не ездит, поэтому от навязываемой нелюбимой музыки не страдает.
Вскоре после изготовления "антишансона" Олега Московкина завалили просьбами: сделать радиоглушилки, но немного другие, собрать конструкцию, которая бы "выключала" громкий телевизор у соседей за стенкой, смастерить "жучки"... Но на все заказы ответ следует отрицательный. "Мне некогда. Я человек занятой, женатый, у меня маленькие дети", - отвечает заказчикам изобретатель.
Кстати
Радиоглушилка, лежащая теперь в сумочке барнаульской хозяйки, вписывается в класс устройств мощностью до
10 мВт. Она способна "нейтрализовать" радиоволны в диапазоне от 100 до 108 МГц. По закону приборы с такими характеристиками не подлежат лицензированию и могут свободно собираться, храниться и использоваться гражданами. "Пострадавшие" от действия "глушилки" граждане (например, водители маршрутных такси) могут подать жалобу в региональное управление по надзору в сфере связи - на основании этого документа там могут произвести проверку. Хотя вряд ли она к чему-либо приведет.
Как вам это?
Как мириться с пошлостью в радиоэфире? И надо ли? И как уравнять права любителей слушать подобные тексты и голоса и права тех, у кого на них эмоциональная аллергия?
Александр Брод, ДИРЕКТОР МОСКОВСКОГО БЮРО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА:
- Пошлость - это дело вкуса самой радиостанции, ее слушателей, юридически борьба с пошлостью никак не обоснована. Другое дело, если в эфире звучат произведения, которые содержат оскорбления или слова, разжигающие национальную рознь, - это попадает под действие ограничительных норм. Лично я, когда становится совсем невмоготу, просто прошу водителя переключить волну или сделать звук потише.
Артемий Троицкий, МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРИТИК:
- Это сложная проблема, такая же, как права курильщиков и некурильщиков. Я вполне готов согласиться с тем, что песни в стиле шансон так же вредят ментальному здоровью, как курение - физическому. Как можно с этим бороться? Я думаю, в маршрутных такси в любом случае должна звучать нейтральная музыка. Водитель не вправе навязывать пассажирам музыку, которая нравится ему, но может не нравиться многим другим. Имеется огромная международная практика "фоновой музыки", которая звучит в холлах гостиниц, в дорогих магазинах и универмагах, в лифтах. Это всегда какая-то милая, нейтральная, успокаивающая инструментальная музыка.
Регулировать это законодательно - смешно, это палить из пушки по воробьям. Просто должны быть локальные, на уровне транспортных организаций, правила, что в публичном пространстве не должна звучать музыка, раздражающая пассажиров. Но если эта музыка звучит, и к тому же малый, который ведет маршрутку, на просьбы сделать потише или поставить что-нибудь другое отвечает понятно как, в таких ситуациях, я считаю, пользоваться глушилкой очень даже правильно.
Михаил Шуфутинский, ПЕВЕЦ:
- Каждому нравится свое: одним - шансон, другим - Моцарт. Поэтому я считаю, что в машине, которая занимается извозом, если и должна звучать музыка, это должна быть нейтральная музыка. Как в Америке в любом лифте. Там никогда не будет звучать что-то такое, что вас захватит и вы будете внимательно слушать. Или, наоборот, что-то, что будет вас раздражать. Так же и в транспорте. Человек же не на концерт пришел, чтобы специально слушать музыку. Это своеобразный фон, который отвлекает от шума мотора или дороги. А глушить кого-то - это смешно и глупо. Если это так принципиально, человек может просто поставить себе в уши пробки. Или включить плеер и слушать что нравится.
Подготовили Татьяна Владыкина, Наталья Коныгина