Впрочем, только пробками тема парламентских слушаний, состоявшихся вчера на Охотном Ряду, не ограничивалась. Участники дискуссии пытались решить дорожные проблемы глобально, найти ответы на вопрос, какие еще законы нужны для "обеспечения безопасности дорожного движения и повышения эффективности дорожно-транспортной инфраструктуры".
То, что ситуация удручающая, признавали все.
По статистике, на территории РФ в 2006 году при общем снижении числа погибших на 3,6 процента возросло количество дорожно-транспортных происшествий (на 2,6 процента) и число раненых в них людей (на 3,8 процента). Всего за прошлый год в России зарегистрировано 229 тысяч 140 ДТП, в которых погибли 32 тысячи 724 человека и 285 тысяч 362 были ранены. При этом по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, в минувшем году совершено 17 тысяч 017 ДТП, в которых 2 тысячи 673 человека погибли и 24 тысячи 837 получили ранения.
И многочасовых дорожных пробок стало больше, а сами заторы превратились в одну из причин повышенной аварийности. По словам замминистра транспорта Евгения Москвичева, его ведомство не в силах справиться с постоянным приростом машин. Каждый год на российских дорогах прибавляется по миллиону автомобилей. "Дорожный дефицит" можно покрыть лишь при условии ежегодного ввода новых сетей, протяженностью 17 тыс. км. Но в министерстве думают о том, как починить хотя бы старые. Из всех федеральных трасс только 37 процентов отвечают госстандартам. Разгрузить проезжую часть попытаются еще одним способом. С помощью новых комфортабельных автобусов, которые будут доставлять пассажиров за 10-15 км от МКАД и по отдельной полосе.
Впрочем, к этому новшеству, предлагаемому транспортным ведомством, участники слушаний отнеслись с большим сомнением. Несознательный у нас народ. Все жалуются на отсутствие парковок, но если они появляются, и даже бесплатные, - автолюбители по привычке останавливаются на проспекте или во дворе дома. За руль горожанин садится, даже когда в этом нет особой надобности. "По Ленинскому проспекту разъезжают девушки, которым тяжело донести до работы косметичку. Если бы они ездили на общественном транспорте, может, и "пробок" бы не было", - заметила глава комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко, как-то забывая о том, что выбор вида транспорта, вне зависимости от наличия косметички, - личное дело каждого.
Поэтому участники слушаний не видят в ближайшее время иного выхода, кроме как рационально организовать дорожное движение, научить водителей соблюдать Правила дорожного движения и строго спрашивать за их нарушение. Почти 90 процентов смертей в результате ДТП приходится на владельцев частных автомобилей. Немало среди них тех, что просто купили свои права. Это, оказывается, не так уж и трудно, тариф известен: 300 долларов - и в путь. Впрочем, и те, кто прошел автошколу, профессионалами сразу не становятся. "В Москве аварийность среди начинающих автовладельцев выросла на 38 процентов, - констатировала Инна Святенко. - Во многом это вина автошкол, у многих из них нет площадок и собственных авто, а лицензию на право обучения им выдает департамент образования, хотя должна выдавать ГАИ".
Непросто складываются отношения участников дорожного движения с инспекторами ГАИ. "До чего дожили, - возмущался председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, - милиционер сидит в кустах, караулит нарушителя, а мы мчимся со скоростью 180 километров в час и друг другу подмигиваем: осторожнее, засада. Инспектора не уважают и боятся". Поэтому Васильев считает полезным установить на дорогах камеры слежения.