Подробной статистики по перевозке автомобилей в грузобагажных вагонах не существует, поскольку подвижной состав этого класса используется только частными перевозчиками. Однако, по информации из неофициальных источников, в "ракетовозах" перевозится до 70 процентов праворульных иномарок, остальные к пунктам назначения прибывают в вагонах-сетках и контейнерах.
Учитывая тот факт, что подписание "особых условий" откладывалось с начала года, можно с определенной долей уверенности говорить, что поставки японских машин с Дальнего Востока на запад России срываются.
Независимые перевозчики утверждают, что действия железнодорожников уже привели к удорожанию услуг на альтернативные варианты доставки и к дефициту автомобилей на авторынках в средней полосе России, что однозначно скажется на цене подержанных иномарок.
Что касается "особых условий", то они подразумевали возможность перемещения грузобагажных вагонов по маршрутам и со скоростью пассажирского поезда. Формально перевозчики могут отправлять вагоны и "грузовой" скоростью, но тогда время доставки, например, в Москву с 12 дней увеличивается до двух месяцев.
Кроме того, железная дорога в конце прошлого года увеличила грузовой тариф для "ракетовозов" с 110 до 480 тысяч рублей. Такие деньги за транспортировку автомобилей, по мнению грузоперевозчиков, клиенты платить не готовы.
Фактически иногородним покупателям остается одно — перевозить автомобили своим ходом. Этот вариант многие и не рассматривали из-за высокой криминализации региона: только за полгода на трассе Владивосток — Хабаровск обезврежены четыре преступных группировки, занимавшиеся рэкетом на федеральной трассе. За покупку автомобиля и дальнейшее беспрепятственное следование преступники вымогали у водителей до десяти процентов от стоимости купленной машины.
Между тем
Правительство РФ предлагает дифференцировать ставки в течение 2008-2010 годов ввозных таможенных пошлин для кузовов иномарок в зависимости от даты их выпуска, говорится в материалах Федеральной таможенной службы, представленных правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. В настоящее время приобретаемые за рубежом бывшие в эксплуатации легковые автомобили перед отгрузкой разбираются на несколько основных частей (кузов, двигатель, коробка передач, мосты), а ввозная таможенная пошлина уплачивается, таким образом, минимально, по ставкам, предусмотренным для этих частей, а не автомобилей. Все это в значительной степени минимизирует платежи. Ряд изменений таможенного законодательства будет рассмотрен на одном из предстоящих заседаний правительства.