В Госдуме на сегодняшний день скопился довольно крупный пакет законопроектов, в которых в той или иной мере предлагается увеличить штрафы и прочие способы воздействия на нарушителей. По скромным подсчетам, более 20 документов ждут часа своего рассмотрения. Некоторые из них пылятся со времен Думы прежнего созыва. И ни один из этих законопроектов не был внесен правительством России, все - законодательная инициатива местных властей или членов Совета Федерации. По сути -глас народа.
Свои предложения внесли Законодательные собрания Челябинской, Новгородской, Нижегородской областей, а также Москвы. Они отличаются деталями, формулировками, даже суммами штрафов, но в одном едины: меру ответственности нужно увеличить.
Даже ярые защитники прав и свобод автомобилистов считают, что эти предложения более чем обоснованны.
Виктор Похмелкин сообщил "РГ", что он поддерживает увеличение ответственности по ряду составов:
- Я "за" увеличение ответственности автовладельцев и водителей по отдельным категориям правонарушений, и категорически против расширения прав инспекторов ГИБДД на дорогах. Сегодня уже никто не возражает против увеличения штрафов за проезд на красный свет, за нарушения правил стоянки и остановки транспортных средств. Никто не выступает против установления более суровой меры наказания для пьяных за рулем, вплоть до уголовной ответственности. Тут нет споров! Но в том случае, если эти нормы по усилению ответственности водителей будут согласовываться с нормами защиты их прав и свобод. Эти нововведения можно и нужно принимать. Конечно, не за любой проезд на красный свет надо лишать права управления, но сегодняшний штраф за это нарушение очень мал. Поэтому необходимо увеличение штрафов, а в наиболее радикальных случаях, когда это чревато серьезными авариями, конечно, надо лишать прав. Ответственность пешеходов надо повышать. Но есть в кодексе явно завышенные санкции. Например, за неправильное использование световых приборов, за езду без номеров... Это не самые опасные правонарушения. Выезд на встречную - и сейчас вполне адекватные санкции. Ничего менять не требуется. А за управление автомобилем в нетрезвом виде необходимо ввести арест для тех, кто управляет машиной, не имея прав, а также для тех, кто лишен этого права. Можно даже ввести за это уголовную ответственность. Для остальных ныне действующая санкция вполне адекватна: безальтернативное лишение права управления.
Что вызвало такой ажиотаж? Почему вдруг введение совсем непопулярных мер стали требовать и водители, и правозащитники? Давайте посмотрим на статистику. Количество погибших на дорогах за прошлый год сократилось на 3,6 процента, но увеличилось количество аварий (на 2,6 процента) и количество пострадавших (на 3,8 процента). Из всех аварий с пострадавшими - почти 230 тысяч, более 80 процентов, произошло из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Причем рост произошел в совсем неожиданном пункте: более чем на 11 процентов увеличилось количество аварий из-за несоблюдения очередности проезда перекрестков. А это и наплевательское отношение к знакам, и проезд на красный свет, и незнание элементарных правил, которое - следствие купленных прав...
В ныне действующем кодексе за такие нарушения предусмотрен штраф максимум 100 рублей. Это наказание? Если учесть, что проезд на запрещающий сигнал светофора занимает третье место в статистике аварийности, соразмерно ли наказание за данное нарушение?
Но неправильный проезд перекрестков - не самая весомая причина ДТП. Судя по статистике, наиболее высокие показатели аварийности - в пункте "несоответствие скорости конкретным условиям". Более чем в 26 процентах случаев указывается именно этот фактор. Сам по себе пункт довольно размытый: под него попадают и такие случаи, когда водитель идущей впереди машины, увидев затор, успел перестроиться, а следующий за ним - нет. Когда впереди автомобиль резко затормозил, а следующий сзади попал на лед и догнал его. Когда из кромешной тьмы нарисовался грузовик с залепленными грязью габаритными огнями, ползущий со скоростью улитки... Под это определение попадают все случаи, когда невозможно точно установить, что виновник ехал с превышением скорости. А установить это все сложнее: потому что скорость можно определить по тормозному пути, но большинство автомобилей оборудовано АБС, колеса у них не блокируются, и определить тормозной путь практически невозможно.
Тем не менее в прошлом году за превышение скоростного режима было привлечено к ответственности более 14,6 миллиона автолюбителей. Из них почти 68 тысяч - за превышение скорости более чем на 60 км/час. Понятно, что около 14 миллионов нарушителей отделались штрафами от 100 до 300 рублей за нарушение.
Следующая по популярности аварийная ситуация - выезд на полосу встречного движения. На них приходится 10 процентов случаев ДТП с пострадавшими. Как правило, результат подобных столкновений самый плачевный.
Таких нарушителей в прошлом году набралось 14,7 миллиона. Несмотря на то что за сей проступок предполагается довольно суровое наказание - лишение права управления, их количество увеличилось на 17,6 процента. По всей видимости, для лихачей и эта санкция - не наказание.
Возможно, именно поэтому в обоснованиях всех законопроектов, касающихся увеличения ответственности за нарушения Правил дорожного движения, звучит одна и та же фраза: "Наказания за ряд административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП, неадекватны степени общественной опасности совершаемых нарушений".
Владимир Соловьев:
Роскошь подкупить гаишника
- Я считаю, что система отношений между человеком за рулем и проверяющими на дорогах должна быть изменена. При этом необходимо, с одной стороны, увеличить и ужесточить штрафы на дорогах, потому что такого количества пьяных за рулем или водителей, управляющих машинами в ненадлежащем состоянии или в ненадлежащем техническом состоянии (как сами водители не соответствуют, так и их машины), в цивилизованной стране найти невозможно. Неуважение к Правилам дорожного движения - фантастическое. Достаточно посмотреть на дорожную ситуацию, чтобы убедиться, что уже давно никто не обращает внимания на красный cвет светофора, выезжает на перекрестки, из-за этого довольно много пробок, в частности, в Москве.
С другой стороны, помимо увеличения штрафов, необходимо ввести и встречные меры - о возрастании ответственности ГАИ/ГИБДД. Чтобы у людей не было ощущения, что штраф - это всего лишь система побора, которая не будет работать из-за коррумпированности дорожно-постовой службы. Вот почему это очень сложный вопрос, системный, который невозможно решить, отрывая одно от другого. Поэтому, с одной стороны, я более чем позитивно отношусь к увеличению штрафов, с другой - понимаю, что в нашей стране это может привести всего лишь к увеличению поборов. Но, если пьяному за рулем придется хотя бы раз подумать: может ли он себе позволить роскошь подкупить гаишника, когда вырастут размеры откупа, то это уже неплохо. Потому что, чем меньше пьяных на дорогах, тем выше вероятность у других добраться до дому живыми.
Алексей Лысенков:
За нарушения всегда плачу
- Я пока ничего не слышал о таком законопроекте. Но по поводу ужесточения наказаний на дорогах и увеличения штрафов думаю так: хорошо это или плохо, зависит от того, в какую категорию переводить штрафы. Если все-таки у нас будет так, как в цивилизованном мире, когда штрафы платятся государству, то, наверное, это правильно. Потому что безопасность на дороге - прежде всего, в этом я абсолютно уверен. И вежливость сама по себе не появится, ее в людях нужно воспитывать, так же, как и уважение к Правилам. Но у нас все обычно происходит с какими-то перекосами, и я боюсь, что это будет кормушка для тех, кто за это отвечает. Поэтому есть опасение, что это ничего хорошего не даст.
Сам я штрафы всегда плачу, хотя (стучу по дереву) нарушения у меня бывают достаточно редко, и, как правило, несерьезные.
Леонид Якубович:
Я бы ввел несоразмерные штрафы
- Думаю, что решение ужесточить наказания - правильно. Штрафы в данном случае должны быть несоразмерно большими, потому что это - смерть на дороге ходит.
Приведет ли это к поборам - второй вопрос, не имеющий никакого отношения к закону. Закон должен выполняться, иначе это не закон и его надо отменять. Пока на дорогах народу гибнет столько, сколько во время войны. И это когда-нибудь надо прекратить. Я бы ввел несоразмерные штрафы как для водителей, так и для пешеходов. Просто очень большие. Десять зарплат! Пускай весь год работает за то, что проехал или перешел на красный свет. На всю жизнь запомнит! Ведь это страшно, сколько людей гибнет. Особенно страшно то, что гибнут дети. А кто и как это будет выполнять - это совершенно другой вопрос.
Сам я довольно дисциплинированный водитель. Штрафы приходилось платить очень редко - три или четыре раза в жизни.
Записала Сусанна Альперина
Антон Козлов, ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ:
- Наказание должно быть адекватным нарушению и неотвратимым. И вот в этом-то заключается главная проблема. Ни для кого не секрет, что наказание
часто не настигает виновников нарушения ПДД. Всегда можно "договориться", "откупиться", "махнуть ксивой" и т.д. Есть автомобили, которые никогда не останавливают сотрудники ГИБДД, какие бы Правила дорожного движения те ни нарушали. В них едут люди, чье влияние и положение в обществе таково, что скорее пострадает сотрудник ГИБДД, остановивший нарушителя, чем сам нарушитель. И пока в России нет единого для всех закона, пока одни имеют писаные или неписаные "преимущества" перед другими, до тех пор борьба с отдельными лихачами будет бесполезна.
Шервин Мусави, СОТРУДНИК ПОСОЛЬСТВА ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В РФ:
- У нас лихачей наказывают строго. Даже за непристегнутый ремень безопасности очень большой штраф. Штрафы начинаются от 20 долларов. Причем на месте их никто не оплачивает, только через банк. Каждое нарушение регистрируется в базе данных дорожного управления. Если вы захотите продать машину, то сможете это сделать лишь тогда, когда будут оплачены все фиксированные штрафы и начисленные по ним пени. Наезд на пешехода водителем в нетрезвом состоянии считается умышленным убийством. Судьбу водителя решают в суде, причем веское слово - за родственниками погибшего. Если они согласны на денежную компенсацию, то сумма, как правило, огромна.
Геннадий Гудков, ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ:
- Лихачи у нас появляются оттого, что сейчас организация дорожного движения в нашей стране просто безобразная. Нужно для начала заставить сотрудников ГАИ работать, как следует, а также освободить левый ряд для скоростного движения. Тогда и лихачей поубавится. А вот тех, которые все-таки останутся, уже можно наказывать. Это будут уже не лихачи, а просто хамы и беспредельщики. В настоящее время гаишники у нас, к сожалению, работают исключительно по карательной методике, но ничего не делают для того, чтобы правильно организовать движение.
Елена Колчина, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО ВРАЧА СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
- По закону. Нужно заставить водителей соблюдать Правила дорожного движения, а сотрудников ГАИ - честно выполнять свои обязанности. До тех пор пока деньги у нас будут платить не в кассу, а в карман гаишнику, порядка на дорогах не будет. К сожалению, у нас сейчас все продается и покупается. Этот беспредел и безнаказанность приводят к плачевным последствиям. Ежегодно в автокатастрофах в России гибнет огромное количество людей.
Подготовили Елена Байкова, Анна Кольдина