В течение нескольких лет вносились поправки, они отчасти латали законодательные дыры. Теперь депутаты подошли к вопросу кардинально: чтобы победить хамство и лихачество на дорогах, нужно увеличить наказания в разы, в корне пересмотреть саму систему выявления нарушения и даже переложить ответственность с водителя на автовладельца. То есть не на того, кто в данный момент за рулем, а на того, кто юридический хозяин автомобиля.
Новый законопроект предлагает также узаконить выявление факта нарушения с помощью средств электронного контроля. То есть - видеокамера сняла, например, превышение скорости, значит, ждите по почте квитанцию. Для этого ответственность за несоблюдение правил и перекладывается с водителя на автовладельца. Это позволит сократить количество инспекторов. Что, в свою очередь, должно сократить и взяточничество. Ведь видеокамере не предложишь разойтись полюбовно.
Введение нормы содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе - 0,3 промилле - позволит расширить полномочия инспектора. Он сможет при помощи алкотестера сам определить степень опьянения водителя. Правда, если водитель не согласен с показаниями прибора, он имеет право требовать медицинского освидетельствования.
По мнению ГИБДД, сегодняшние штрафы не соответствуют тяжести нарушения. Что такое штраф 50 рублей? Когда принимался ныне действующий кодекс, это еще были деньги. Реальный минимальный заработок был 600 рублей. Сегодня - 2500 рублей. В результате штраф в 50 рублей никого не пугает, а рост аварийности налицо.
Надо сказать, и такие штрафы не каждый спешил оплачивать. А судебные исполнители не горели желанием бегать за должниками: организация процесса взыскания 50 рублей обходится государству гораздо дороже. Да и сама процедура оплаты штрафа требует нервов и времени. Предположим, вы решили заплатить штраф. Для этого надо отстоять очередь в сберкассу, заплатить по указанным в постановлении реквизитам (зачастую они не соответствуют действительности), направить квитанцию в то отделение, которое ее выписало. Стоит ли связываться?
Проще расплатиться с гаишниками на месте. Среди социологов родился даже специальный термин "взяткоемкость дороги". Термин термином, но, как правило, суммы расчета на месте соответствуют тем, которые и предписывает КоАП. За одним исключением: они не доходят до казны. Кстати, и сейчас многие опасаются, что увеличение штрафов просто увеличит ту самую взяткоемкость. В новом кодексе придется разрешать и эти опасения - например, путем установки кассовых аппаратов в машине инспектора, чтобы он брал штраф, минуя сберкассу (ведь суммы штрафов и взяток примерно одинаковые).
Отметим, что поправки в кодекс в том виде, в котором дошли до первого депутатского слушания смягчились по сравнению с первоначальным вариантом законопроекта. Сколько в него будет внесено поправок и как изменится он к третьему чтению, пока неизвестно. Ведь нынешний год - выборный, и некоторые депутаты считают, что в такое время не стоит "затягивать гайки".
Таблица "взяткоемкости" российских дорог
Минск: драконовские штрафы уже пришли
С 1 марта в Белоруссии действуют нормы нового административного кодекса. Под его карающую руку уже попали 614 нетрезвых водителей, задержанных в праздничные, с 8 по 11 марта, дни. Санкции за пьянку за рулем серьезные: лишение прав от одного до трех лет плюс штраф в размере от 25 до 35 базовых величин. В переводе на российские деньги - до 24 тысяч рублей. В случае же повторного задержания "под мухой" грозит арест на срок до 6 месяцев или исправительные работы на срок до 2 лет.
За превышение скорости "всего" на 30 километров нарушитель заплатит около 3800 рублей. Если по старым правилам за неправильный обгон или выезд на встречку лихач мог отделаться предупреждением или штрафом до 800 рублей, то ныне без всяких предупреждений будет оштрафован на 3800 рублей. И лишение прав на полгода.
Штрафы повышаются не только по статьям серьезных нарушений ПДД, но и по всем направлениям, составляющим такое понятие, как "культура вождения". Езда без прав - до 2000 рублей на первый раз. Попался еще - заплати 3800. Выбросил мусор из машины - 800 рублей.
Примечательно, что с вводом новых правил сотрудники ГАИ работают без аврала и, можно сказать, творчески. Например, автоинспекция Гродненской области пошла на эксперимент, который российские коллеги могут воспринять как измену профессиональным интересам. В местной газете здесь начали печатать маршруты и точные обозначения пунктов, где в выходные будут дежурить сотрудники ГАИ. Многие водители восприняли это как "утку" и поэтому снизили скорость не только в рассекреченных местах, но и - на всякий случай - по всему маршруту. Гаишники остались довольны.
Новый кодекс не оставил без внимания и пешеходов. Особенно нетрезвых. За нарушения правил в состоянии опьянения ждет штраф до полутора тысяч. Если действия пьяного привели к причинению легкого телесного повреждения либо повреждению машины, штраф увеличивается до 7700 рублей. Кстати, такую же сумму придется заплатить виновнику аварии, пытавшемуся скрыться с места происшествия.
Киев: зуд реформаторства пока плодов не дал
В Украине рассматривается закон, согласно которому штрафы за нарушения правил увеличатся в пять раз. Украинская державная автоинспекция (ДАИ) только "за". Любитель быстрой езды президент Украины Виктор Ющенко уже попытался ликвидировать ДАИ (аббревиатуру некоторые расшифровывали, как ДАЙ), чем прославился на весь бывший СССР. Ющенко раздражало, что инспекторы "прячутся по кустам" на трассе, которая ведет к его дому в селении Безрадичи. "Я вам приказываю, уберите людей с дороги", - заявил Ющенко главе МВД Украины Юрию Луценко. Теперь министр уже в отставке и вспоминает, как на дорогах воцарился хаос. С дежурства сняли не только тех, кто стоял под кустами, но и тех, кто регулировал движение. В суды пошел поток исков от автомобилистов. Они судились с президентом за то, что тот, по сути, устроил неразбериху на дорогах, спровоцировав пробки и аварии.
Службу восстановили. Выдали форму со светящимися вставками, чтобы даишники были видны издалека, завезли приборы для измерения скорости. Теперь эти приборы фиксируют не только факт нарушения, но и автоматически передают сигнал на центральный пост. Так у инспекторов отобрали часть их коррупционных заработков. Теперь они не имеют права выписывать штрафные квитанции, а могут только составить протокол и отправить его в суд. Другое дело, что судебные инстанции так перегружены, что не успевают выносить решения. Потому с даишником пока еще можно договориться.
Сумма взятки, которую украинские автомобилисты дают инспекторам, не изменилась - 2 доллара за мелкое нарушение, 100 - за крупное. "Крупное" на Украине, в основном, одно - вождение в нетрезвом состоянии.
Грузия: на дорогах стало спокойнее
После того как в республике ввели Патрульную службу, обстановка на дорогах стала заметно спокойнее. Новые патрульные (а отбор производится очень строго) в общении корректны, на вызовы выезжают оперативно, за кустами не прячутся и взяток не берут.
Все началось с того, что в 2004 году какой-то нахальный гаишник позволил себе обложить матом Михаила Саакашвили. Ну не признал, с кем не бывает. Однако сразу после этого президент Грузии поставил вопрос о реформировании дорожной полиции вплоть до полного ее роспуска. Буквально через день дорожная полиция осталась не у дел. Началось формирование новой службы - патрульной.
Если раньше на дорогах Грузии дежурили 13 тысяч полицейских, то сейчас численность службы всего 1600 человек. Зарплаты сокращенных пошли на нормальное жалованье для новых. При высокой зарплате (примерно 400 долларов, что очень много по местным меркам) брать взятки опасно для бюджета семьи. Показательные разбирательства с оступившимися и выявление нечистых на руку сотрудников происходят по сей день. Все эти процессы демонстрируются по телевидению.
Теперь договориться с патрульным не удастся. Нарушил - плати через банк и без промедления. Кстати, наверное нигде вы не увидите столько женщин в очереди в кассы, принимающие штрафы. Они спешат заплатить за нерадивых мужей, у которых, естественно, масса дел.
Новая служба не прячется по кустам. Патрульные постоянно в движении, потому что в их задачу входит не столько отлов нарушителей ПДД, сколько организация движения, борьба с пробками. По словам одного из наших собеседников, предпринимателя Мираба Чанчалашвили, если раньше его останавливали по поводу и без повода раз сто в год, то за последние два года остановили всего... два раза. И оба - за реальное нарушение правил.
Штрафы невелики. Мелкие нарушения - от 5 долларов, разговор по мобильнику за рулем - 12 долларов, непристегнутый ремень безопасности - 15 долларов, стоянка в неположенном месте, проезд на красный свет, выезд на встречную - 25 долларов. Управление в нетрезвом виде - 170 долларов или лишение прав.
Для местных водителей эти наказания весьма серьезны, ведь большинство жителей республики получает в среднем от 30 до 60 долларов, а пенсия в 15 долларов едина для всех пенсионеров.
(По сообщениям наших корреспондентов Владимира Ефанова, Иванны Гориной, Лейли Акиловой)