На прошедшем в минувшую пятницу заседании коллегии мининформсвязи, которое почтил своим вниманием первый вице-премьер, было озвучено немало интересных цифр. Главный оптимистичный вывод содержался в докладе министра Леонида Реймана: современные информационные технологии все увереннее выходят за пределы МКАД и крупных городов. В 2006 году Москва впервые уступила регионам пальму первенства в количестве широкополосных подключений к сети Интернет - на долю столицы пришлась лишь треть новых подключений по выделенным линиям, проводным и эфирным. То есть информационное неравенство ликвидируется ударными темпами.
В то же время массовая установка точек доступа в Интернет во всех почтовых отделениях, с чего, собственно, начиналась реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия", сопровождалась шквалом критики в адрес мининформсвязи и лично Леонида Реймана. Министра обвиняли чуть ли не в корыстных интересах и нецелевом использовании бюджетных средств. Критиками выступали в основном московские журналисты и эксперты - жители города, где Интернет доступен практически из каждой квартиры и новинка оказалась маловостребованной. Зато в провинциальных отделениях "Почты России" к столикам с компьютерами стоят очереди, народ активно приобщается к новой информационной культуре. Таким образом, решается вторая по степени важности задача "Электронной России". Как справедливо заметил на упомянутой коллегии мининформсвязи спикер Совета Федерации Сергей Миронов, нужно не только дать людям доступ в Интернет, но и приучить их к ежедневному пользованию этим удобным инструментом.
Мининформсвязи довольно часто приходится работать на осадном положении. В прессе то и дело появляются статьи, а то и целые информационные кампании, направленные на дискредитацию его руководства. Причина тому очевидна: острая конкурентная борьба на рынке телекоммуникаций. Понятно, что действия министерства как регулирующего органа устраивают далеко не всех, и его руководители пытаются втянуть в компрометирующие скандалы. Правда, пока эти попытки выглядят слишком натужными, и министр без особого труда отбивается от нападок.
В то же время участники телекоммуникационного рынка отмечают в целом позитивную роль мининформсвязи. "Отрасль развивается стабильно, - говорит аналитик Альфа-банка Виталий Купеев. - При этом операторам как фиксированной, так и мобильной связи не дают просто поднимать цены. Надзорная функция мининформсвязи заставляет компании разрабатывать новые услуги, которые не поддаются регулированию со стороны государства. Поэтому влияние министерства довольно значимо и вполне позитивно".
Что касается работы мининформсвязи по внедрению универсальных услуг, в частности цифрового телевещания и доступа в Интернет по широкополосным каналам, то здесь, как замечает аналитик, министерство решает в первую очередь социальную задачу. "Работы проводятся вполне эффективно, - говорит Виталий Купеев, - но с экономической точки зрения подобные проекты вряд ли когда-либо окупятся".
Экономические перспективы тотальной "цифровизации" вызывают сомнения и у другого эксперта - аналитика ФК "УралСиб" Константина Белова. "С моей точки зрения, - говорит Белов, - необходимо найти ту грань, при которой будет осуществлено достаточное финансирование со стороны государства и установлена приемлемая стоимость телевизионного оборудования".
Судя по настроениям верховной власти, эта грань будет найдена: Сергей Иванов назвал конечную цель развития цифровой инфраструктуры ни много ни мало "информационной революцией". В стране, 43 тысячи населенных пунктов которой не имеют не только выхода в Интернет, но даже обычной телефонной связи, такое определение может показаться излишне дерзким. Тем не менее данные, приведенные в министерском докладе, свидетельствуют о рекордных темпах "цифровизации" всей страны. Протягивая в самые отдаленные уголки России оптоволоконные кабели или же устанавливая системы беспроводного доступа, связисты решают как минимум три задачи одновременно. Во-первых, появляется выход во Всемирную сеть. Во-вторых, отпадает необходимость в традиционной телефонизации населенных пунктов, строительстве дорогостоящих АТС: обычную телефонную сеть с успехом заменяет IP-телефония. И, наконец, в-третьих, глубинка, куда порой не доходит ни один эфирный телеканал, получает возможность подключаться к цифровому телевидению.
Экономический же эффект "информационной революции" заключается прежде всего в преодолении вечного "москвоцентризма", создании возможностей для равномерного распределения деловой активности по территории всей страны. В этом смысле работу связистов можно сравнить со строительством новых дорог. А поскольку "Электронная Россия" стала де-факто еще одним приоритетным национальным проектом, дата свершения "информационной революции", обозначенная на коллегии министерства, выглядит для экспертов вполне реальной.