На эти цели из бюджета выделено 7 миллионов рублей. Ученым предстоит решить — какой станет транспортная система города в ближайшие полтора десятка лет.
Сейчас проводится анализ существующего состояния транспортной системы, который призван дать четкий ответ на вопрос: что у нас происходит с дорогами.
— Начали мы с того, что подняли предыдущий генплан, посмотрели, какие решения в отношении транспорта предлагались в нем, и насколько они были исполнены, — рассказывает декан факультета развития и безопасности транспортных систем Сергей Алексиков. — Не все предложения были реализованы. Понятно, что часть из них уже неприемлема в современных условиях.
Один из пунктов изучения существующего положения — исследование транспортных узлов города. Как объясняют специалисты, в последние годы на карте Волгограда появилось много оптовых складов, баз, крупных магазинов, которые обслуживает грузовой транспорт. Понятно, что улично-дорожная сеть должна быть ориентирована именно на распределение грузов по городу.
То же — с пассажиропотоком, за последнее десятилетие он сильно изменился. Чтобы изу-чить мобильность населения, преподаватели и студенты архитектурно-строительного университета провели анкетирование волгоградцев. В ходе исследования было собрано более 50 тысяч анкет с результатами опроса жителей города, сейчас они находятся в обработке. Анализ собранной информации позволит определить основные направления пассажиропотока, откорректировать маршруты, уточнить расположение остановочных пунктов или определить его в новых районах. Также обследуются транспортные узлы, в которых формируется пассажиропоток. Одно из предложений специалистов — вынести эти узлы за пределы центра.
— Например, если вы едете на общественном городском транспорте со Спартановки до улицы Тулака, то пересадку приходится делать на улице Порт-Саида. Но ведь эту точку можно сместить, скажем, на площадь Возрождения, — объясняет Сергей Алексиков.
При этом ученые рассматривают варианты создания мест пересадок не только с маршрута на маршрут, но и с одного вида транспорта на другой. Например, с автобуса или троллейбуса на электричку. В городе, вытянутом в длину почти на 100 километров, железнодорожный транспорт имеет хорошие перспективы, но сейчас он не пользуется большой популярностью у горожан: не очень удобное расписание, необорудованные станции, неосвещенные дорожки.
Одна из острых проблем, с которой сталкивается город, — рост количества автомобилей. По оценкам специалистов, ежегодное увеличение составляет 10—13 процентов. Отсюда пробки и заторы в центре города.
— Наша первоочередная задача — разгрузить центр города, освободить 1-ю Продольную в границах от улицы 7-й Гвардейской до моста, соединяющего Центральный и Ворошиловский районы, — считает Сергей Алексиков. — Именно здесь находится проблемная зона.
Путей поставленной задачи несколько. Во-первых, обустройство парковок. Так как со свободной площадью в центре города проблемы, то это должны быть подземные многоярусные паркинги. Во-вторых, организация движения. Необходимо разгрузить перекрестки. И, конечно, один из самых острых вопросов — ситуация с маршрутками.
— Комплексная транспортная схема все-таки ориентирована на то, что маршрутки заменит муниципальный транспорт большой вместимости — автобусы, — объясняет Сергей Алексиков. — Маршрутки — это тупиковая ветвь развития. Их число можно увеличивать до бесконечности, при этом все проблемы будут только усугубляться — и перевозки пассажиров, и загруженности улиц, и безопасности. Поэтому мы все-таки делаем ставку на автобусы. К тому же, если решатся вопросы парковки, тогда для муниципального транспорта удастся освободить правую полосу.
В комплексной транспортной схеме найдется место и маршрутным такси — их владельцы могут не беспокоиться. Некоторым маршруткам предложат перебраться на параллельные проспекту Ленина улицы — Советскую и Коммунистическую. А также за пределы Центрального района планируется убрать «отстойники» маршруток.
— Помимо центра города, сейчас мы обследуем 80 перекрестков, определяем состав и интенсивность транспортного потока по основным направлениям, оцениваем их пропускную способность, — рассказывает Сергей Алексиков. — Разрабатываются планировочные решения по ее увеличению.
Cкорость движения напрямую влияет на экологическую ситуацию. 70—80 процентов загрязненности территории связано с вредными выбросами автомобилей из-за пониженной скорости движения. Особенно резко количество выбросов возрастает на перекрестках. При этом в зону загрязнения попадает и жилая застройка. Сейчас сотрудники института транспортного строительства обследуют по городу 80 точек напряженности, ведутся расчеты — какова должна быть скорость движения и интенсивность транспортного потока, чтобы в зону загрязненности не попадали хотя бы жилые дома.
— Транспортная схема не случайно названа комплексной, — поясняет Сергей Алексиков. — В городе все взаимосвязано: чтобы уменьшить выбросы, нужно увеличить скорость, чтобы увеличить скорость, нужно снизить количество машин на дороге. Как это можно сделать? Например, за счет транзитного транспорта, большегрузных автомобилей, выбросы которых особенно вредны. Значит, встает вопрос о строительстве объездной дороги и крупных логистических центров на границах города, где могли бы разгружаться перевозчики. Товары в этом случае по городу доставлялись бы с помощью малотоннажных автомобилей.
Нужно сказать несколько слов и о ДТП — неотъемлемой части автомобильного движения в городе. При разработке транспортной схемы учитываются и эти данные. Уже проведен детальный анализ ДТП в Волгограде за последние пять лет, определены места их концентрации. Опыт показывает, что просчеты в организации дорожного движения и планировочных решениях приводят к формированию очагов аварийности.
Компетентно
Виктор Клочков, руководитель департамента городского хозяйства администрации Волгограда:
— Недостаточная пропускная способность улично-дорожной сети — проблема, с которой сталкиваются все мегаполисы мира. Мы надеемся, что разработка комплексной транспортной схемы поможет ее решить. За последние годы город сильно изменился. С одной стороны, закрылись многие крупные предприятия, которые в свое время формировали пассажиропоток. С другой — возникли новые коттеджные поселки, куда добраться на общественном транспорте сейчас практически невозможно. Поэтому сегодня наша задача — создать условия для перераспределения транспортных потоков. Уже сегодня администрация делает для этого немало. Например, в этом году расширим проезжую часть проспекта Ленина за счет внутреннего тротуара. В планах — достроить нижнюю террасу набережной и открыть ее для транспорта. Работаем над реконструкцией искусственных сооружений, расширяем полосность, увеличиваем габариты. Реконструируется мост через железную дорогу на проспекте Металлургов в Краснооктябрьском райне. Заканчиваем капитальный ремонт моста через Волго-Донской судоходный канал в Красноармейском. В этом году начнется строительство второй очереди Сарептского путепровода с финансированием из федерального бюджета.
Продолжается возведение транспортного тоннеля на Тулака, который соединит улицы Льва Толстого и Электролесовскую. Габариты этого тоннеля таковы, что там также можно будет пустить троллейбус. При бесперебойном финансировании на его строительство уйдет три года. И в идеальном варианте мы сможем соединить электротранспортом весь город — от Спартановки до Красноармейского района.