Михалев просто купил малоподержанную машину. Безо всяких кредитов - выложил хозяину автомобиля наличные. Он даже не подозревал о существовании Московского банка реконструкции и развития , пока не получил извещение с предписанием явиться на прием к судебному приставу-исполнителю Егорову. В бумаге было сказано, что согласно решению Хамовнического суда Москвы на автомобиль SKODA Oktavia, "находящийся у Михалева С.В. или третьих лиц", наложен арест. Машина оказалась залогом по автокредиту, выданному банком некому гражданину Чубаню из Электростали. Кто такой Чубань, Михалев не знал. Он купил машину у гражданина Коготкова. Который, как потом оказалось, купил его у Чубаня, который в свою очередь взял ее в кредит у банка.
На следующий день судебные приставы забрали у Михалева машину, а сам он в акте описи и ареста имущества был назван должником банка и в конечном счете ответчиком в судебном процессе.
Как такое стало возможно? Вот движение автомобиля, который "довез" Михалева до суда, глазами юриста Кахриманова:
- По ПТС этот автомобиль одно ООО передало другому, который продал автомашину гражданину Чубаню. В сделке изначально участвовали гражданин Чубань, банк и автосалон. Гарантией того, что купленный в кредит и заложенный в банке автомобиль не будет передан третьим лицам, являлся пункт кредитного договора, обязывающий Чубаня "не позднее 10 рабочих дней со дня получения автомобиля от продавца зарегистрировать его и предоставить в банк оригинал паспорта транспортного средства, где в качестве собственника автомобиля указан заемщик, а также договор ОСАГО".
Гражданин Чубань автомобиль зарегистрировал и получил его в собственность 31 марта, а уже 12 апреля продал его Коготкову. банк "вспомнил" об обязательствах своего клиента Чубаня через полгода! Он обратился в Хамовнический суд с иском об обращении взыскания на заложенное имущество. Выяснив, что на этот момент автомобиль принадлежал уже Михалеву, банк попросил суд привлечь Михалева в качестве соответчика. Суд, ничтоже сумнящеся, удовлетворил просьбу банка. Так добросовестный приобретатель Сергей Михалев оказался должником банка и лишился автомобиля.
Вот как выглядит "сухой остаток" этой истории: SKODA Oktavia осталась в собственности банка. Чубань получил за автомобиль "живые" деньги от Коготкова, но официально числится должником банка. Коготков свои деньги вернул, продав автомобиль Михалеву. А Михалев потерял все - автомобиль и деньги.
Возмущение Сергея Михалева вполне объяснимо и неудивительно, что он видит во всем этом обман:
- Автомобиль несколько раз снимался с учета и ставился на учет в органах ГИБДД, на него выписывалась страховка - как "гражданка", так и КАСКО. Спрашивается, почему служащие банка не поместили ПТС на хранение в банк до полного погашения кредита Чубанем? Пока этот документ находится в сейфе, никакие сделки с машиной невозможны. Я обзвонил несколько автосалонов и филиалов банка по Москве, и в каждом мне ответили одно и то же: при автокредите ПТС остается в банке до полного погашения кредита! Спрашивается, почему оригинал ПТС остался на руках у Чубаня?
Схема, на мой взгляд, простая. Служащий банка выдает кредит своему, тот получает машину и продает ее человеку малоимущему (с которого взять нечего и поэтому банк в суд на него подавать не станет), а когда этот последний продает ее в очередной раз - теперь уже мне - автомобиль арестовывают и возвращают в качестве залога банку. Я остаюсь без автомобиля и теряю деньги, выплаченные за него при покупке.
В московских судах сейчас находятся десятки исков банков к гражданам - владельцам автомобилей на предмет их изъятия как имущества, обремененного залогом. Эти дела уже поставлены на поток, и решение всегда принимается в пользу банка. Дело в том, что статья 353 ГК РФ содержит недвусмысленную норму о том, что залогодержатель, т.е. банк, вправе обратить взыскание на заложенное имущество (автомобиль), в чьей бы собственности оно ни находилось.
Юрист Юрий Николаев считает, что эту проблему надо решать на государственном уровне. Ведь корень проблемы - в отсутствии в России регистрации залога движимого имущества (по новому ГК сегодня регистрируется только залог на недвижимое имущество). А пока, чтобы хоть как-то контролировать обеспечение выданного автокредита, банки изымают ПТС - ведь без него автомобиль не продашь. На взгляд Николаева, дело даже не в оригинале ПТС -всегда ведь можно заявить о его утере и получить копию. Практика показывает, что в большинстве случаев проблемы со взятым кредитом возникают тогда, когда банки отдают ПТС на руки владельцам для регистрации в ГАИ. Вызывает подозрение, что банк не озаботился поиском своего клиента и залога, когда истек срок сдачи ПТС в банк.
А вообще реально ли наказать за такую аферу? "Первая ласточка" уже появилась. В конце января Главное управление МВД по Приволжскому федеральному округу завело уголовное дело против группы граждан, подозреваемых в мошенничестве при получении автокредитов в Нижегородском филиале Юниаструм Банка. В сговоре были сотрудники автосалонов, страховых компаний и банка. Они провели сделки по выдаче нескольких десятков автокредитов людям с липовыми документами. При этом существенно завышали стоимость подержанных автомобилей, тем самым увеличивая размер кредита. Руководство банка заявило, что по результатам расследования причастные к обману сотрудники были уволены, в том числе и управляющий филиалом.