Экс-министр так объяснил гипотетическое падение цен: "Это реально при срочном диалоге между правительством и бизнесом и изменении налоговой системы, которая более жесткая, чем в развитых странах, и привязана к мировым ценам на нефть". Он призвал перейти к "более гибкой налоговой системе". Иначе говоря, предлагается повторить опыт 2004 года, когда ценой моратория на рост цен на бензин, объявленного крупнейшими нефтяными компаниями, стало уменьшение НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) для ряда месторождений. Другое смысловое наполнение этой формулы представить трудно.
Но это прогноз стратегический. В краткосрочной же перспективе ситуация на потребительском рынке может измениться совсем в другую сторону. Вице-президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша вчера сообщил "РГ", что в стране начался рост оптовых цен на бензин, хотя он еще не достиг прошлогоднего максимума. В этой связи, по всей логике рынка, увеличение отпускных цен должно вскоре подхлестнуть и розничные цены. При этом Евгений Аркуша отказался называть абсолютные цифры, напомнив, что осенью прошлого года аналогичный прогноз стоил ему персонального предостережения со стороны главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева.
Тогда ФАС обвинил ньюсмейкера из РТС в стремлении подавать ценовые сигналы для компаний-трейдеров. Пока же, по вчерашним данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России со 2 по 8 апреля не изменились, а с начала года снизились на 0,9 процента (на дизельное топливо - на 1,3 процента).
Что же до решения правительства о снижении с 14 мая 2007 года ввозной пошлины на все виды бензина с нынешних 5 до 0 процентов, то Евгений Аркуша отметил, что на рынке это никак не отразится: "Импортным бензином практически никто не торгует, кроме разве что одной санкт-петербургской фирмы и компании, владеющей в Санкт-Петербурге заправками: до Финляндии там недалеко. Такой бензин всегда был дороже российского аналога примерно на один рубль. И его доля на российском рынке - в районе 2 процентов".
Другой момент более важен: технический регламент по безопасности автомобильного топлива может быть принят уже в первом полугодии этого года постановлением правительства и начнет действовать с 1 января 2008 года. Принятие этого документа много раз переносилось, но, как видим, момент настал. "Сейчас на первый план выходит не качество, а безопасность топлива: все бензины, произведенные на НПЗ, а не кустарным способом, качественны, но имеют разные экологические характеристики", - подчеркнул Евгений Аркуша.
Впрочем, вчерашнее выступление Юрия Шафраника было посвящено не только сиюминутным сюжетам. Так, он заявил о том, что к 2030 году энергопотребление в мире увеличится вдвое, до 30 миллиардов тонн в год, а цена нефти приблизится к 100 долларам за баррель. При этом для российской экономики цена уже в 75 долларов за баррель является критической, поскольку стимулирует технологическое отставание от мировых лидеров. В будущем 55 процентов углеводородного сырья России будет давать Западная Сибирь. Однако сейчас разведанных ресурсов Сибири недостаточно для реализации такого масштабного проекта, как строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Но заполнение этой трубы уже стало заботой власти, о чем шла речь и на последней коллегии Роснедр.
Кстати, главный "строитель" ВСТО - компания "Транснефть" - получает, по мнению Юрия Шафраника, шанс работать еще более эффективно после слияния с "Транснефтепродуктом". Но главное, что создание единой трубопроводной монополии создаст условия для равного доступа всех компаний и введения "понятной тарифной системы транспортировки не только нефти, но и нефтепродуктов". "А вопрос монополизации транспортировки неактуален. Я считаю, что все транспортные артерии должны быть государственными", - резюмировал он.