20.04.2007 03:00
Авто

Выбираем летнюю обувь для машины

Сегодня выбираем летнюю обувь для машины
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4346)
Читать на сайте RG.RU

Однако с наступлением теплых дней таких предупреждений почему-то не звучит. "Знатоки" вообще советуют не переобуваться до середины мая, напоминая про весенние заморозки, но зимние покрышки, особенно шипованные, используемые в теплую сухую погоду, тоже могут стать виновницами многих аварий.

Чем опасна сейчас зимняя резина 

Она изначально разрабатывалась для эксплуатации при минусовой температуре на заснеженных и обледенелых дорогах. Резина протектора сделана так, чтобы она не задубела на морозе, сохраняла эластичность и при -30. Именно отсюда - ее недостатки при летней эксплуатации. При плюсовой температуре зимняя резина становится излишне мягкой. Рисунок протектора у зимних шин более разреженный, чем у летних, а ламели только добавляют мягкости. В результате в теплую погоду автомобиль теряет курсовую устойчивость, "плавает" на ходу, вяло реагирует на повороты руля. А те же шипы, что не раз спасали вас зимой, на сухом асфальте добавят тормозного пути в среднем на 20-25 процентов. Так что совет скупым: если вы решили летом "докатать" старую зимнюю резину, подумайте, чем вы рискуете.

Муки выбора: диагональные или радиальные?

Шины отличаются друг от друга не только фирмой-производителем. У них есть масса конструктивных особенностей, о которых надо знать.

Каркас диагональной шины состоит из одной или нескольких пар слоев корда, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются. В радиальной же шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей.

Радиальная шина маркируется буквой R. На ее боковине есть дополнительная надпись Radial, к которой иногда добавляют Steel Belted ("Опоясанная сталью") или просто Belted. Радиальные шины, как правило, долговечнее. Их средний пробег - 60-80 тысяч километров, в то время как у диагональных он не превышает 40 тысяч.

Радиальная шина обеспечивает лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля. В отличие от диагональной, в поворотах и при боковом скольжении протектор радиальной шины не отлипает от дороги, она не "ложится" на бок. С ней - лучшее сцепление авто с дорогой за счет большего по площади и более стабильного пятна контакта.

Камерные или бескамерные

Бескамерная шина маркируется надписью на боковине Tubeless. Камерная - Tube Type.

Камерная шина при проколе теряет давление моментально. Воздух сразу выходит через вентильное отверстие в ободе колеса. Если вы "поймали" гвоздь, риск, что машину развернет в сторону пробитого колеса, огромен. На высокой скорости справиться с этой напастью крайне сложно.

Из бескамерной же шины воздух выходит только в месте прокола, и, если дыра невелика (от гвоздя, например), давление теряется медленно. Бескамерная шина легче камерной, соответственно, меньше нагружает подвеску автомобиля.

Некоторые, наслушавшись советов "знатоков", устанавливают в бескамерные шины камеры. Мол, для безопасности. Это нездоровое занятие. Дополнительную надежность шине такие операции не принесут, зато потеряются все ее преимущества перед камерной. Кроме того, образовавшаяся воздушная подушка между камерой и шиной быстро нагреется и разрушит гермослой безкамерной шины. При резком повороте руля вашу самоделку вообще может разорвать.

Установка камеры в бескамерную шину оправдана только в том случае, если покрышка получила повреждения, несовместимые с жизнью, а вам надо хоть как-то добраться до шиномонтажа.

Рисунки протектора

У шин может быть ненаправленный, направленный и асимметричный рисунок протектора.

Покрышки с ненаправленным рисунком универсальны. На какую сторону их не поставь - эффект одинаково неплох. Такие шины популярны и благодаря своей цене, они относятся к категории бюджетных. Потому ими, как правило, комплектуют автомобили на заводах-изготовителях.

В последнее время в моду вошли направленные и несимметричные рисунки протектора. Особенно часто такие шины устанавливают на автомобилях средних и высоких ценовых категорий.

Шины направленного вращения обладают лучшей способностью отводить воду. Вода, оказавшаяся в пятне контакта шины с дорогой, не выталкивается вперед по ходу движения, а попадает в канавки и выдавливается через них наружу вбок. Такие шины требуют от установщика знаний, как их правильно установить. Если на монтаже ошибутся, воду шина станет грести под себя, в результате даже на низких скоростях возникнет аквапланирование. Со всеми вытекающими последствиями.

Главный недостаток направленной шины - ее нельзя переустановить с одной стороны автомобиля на другую в случае повреждения. Поэтому для водителя всегда останется загадкой, какую именно запаску возить, ведь неизвестно, какое колесо проколешь - левое или правое? Впрочем, если до магазина недалеко, можно брать обычную докатку.

Кроме шин с направленным рисунком протектора, существуют шины с асимметричным и с направленным асимметричным рисунком протектора. В них протектор состоит из двух частей с разным рисунком. Такой рисунок используется для реализации различных свойств в одной шине. Например, наружная часть протектора лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - лучше на мокрой.

Производители на шинах с направленным рисунком указывают направление вращения в виде стрелки и надписи Rotation. А на шинах с асимметричным рисунком маркируется внешняя и внутренняя сторона покрышки. Например, Outside или Side facing out - внешняя сторона установки шины. Inside или Side facing in - внутренняя сторона.

Асимметричные шины в отличие от покрышек с симметричным рисунком - дорогое удовольствие. Однако далеко не всем требуются суперхарактеристики на больших скоростях. Многие владельцы навороченных шин часто не используют и половину их возможностей.

Широкая или узкая?

 

 

Автозаводы рекомендуют несколько типоразмеров шин для каждого автомобиля. Лучше всего не искать приключений и устанавливать шины, рекомендованные изготовителем. Минусы от неправильно подобранного размера перевесят кажущуюся красоту резинового "тюнинга". Во-первых, машина станет хуже управляться. Во-вторых, слишком широкая или высокая шина при повороте руля может тереться о части кузова или рычаги подвески. В-третьих, исказятся показания спидометра. Плюс ко всему резина прослужит недолго.

Меньшая высота шины отразится на подвеске: автомобиль станет жестче, увеличится нагрузка на рычаги, амортизаторы и подшипники. Тут недолго повредить и сам диск.

Если же выбирать из того, что предлагает производитель, и думать, какую шину ставить - шире или уже, то руководствоваться надо следующим. Широкая резина даст:

1) большее пятно контакта с дорогой. Соответственно лучшие качества при разгоне и торможении;

2) большую устойчивость в поворотах.

Минусы у широкой резины тоже есть: весят такие шины больше, стоят дороже. Плюс ко всему возрастает эффект аквапланирования, что нехорошо на мокрых дорогах.

Запомните: на машины с маленьким объемом двигателя устанавливать широкую резину вообще не имеет смысла. Это только создаст проблем силовому агрегату, а эффект будет таким же, как при использовании среднестатистической шины.

Месить грязь, конечно, лучше всего на высоких и узких шинах. Однако на трассе, на высоких скоростях удовольствия больше от широких шин. Здесь выбор зависит от ваших предпочтений и условий эксплуатации автомобиля.

Как расшифровать скоростные индексы шин?

Внимательно смотрим на маркировку резины:

N - не более 140 км/ч.

P - не более 150 км/ч.

Q - не более 160 км/ч.

R - не более 170 км/ч.

S - не более 180 км/ч.

T - не более 190 км/ч.

U - не более 200 км/ч.

H - не более 210 км/ч.

V - не более 240 км/ч.

W - не более 270 км/ч.

Y - не более 300 км/ч.

Z - без ограничения скорости.

Как читать маркировку шин

Почем сегодня шины для вашего авто

Легковые авто