24.04.2007 00:00
Экономика

Всемирный банк займется соцпрограммами

Всемирный банк озаботился повышением эффективности адресных социальных программ
Текст:  Татьяна Конищева
Российская Бизнес-газета - : №0 (601)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня начинает двухдневную работу Конференция по проблемам социальной защиты населения. Планируется, что Всемирный банк представит свои предложения по проведению нескольких пилотных проектов, связанных с повышением эффективности адресных социальных программ. В связи с этим отметим, что Всемирный банк в течение 2006-2007 годов совместно с институтом города, независимым институтом социальной политики, а также The Urban Institute (США) подготовил исследование "Повышение эффективности программ адресной социальной помощи и содействие занятости в целях борьбы с бедностью" в рамках совместного проекта "Оказание консультационной и методологической помощи, направленной на улучшение качества системы измерения, мониторинга и анализа бедности в России". Исследование было проведено в пяти регионах России: Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Татарстане, Тверской и Томской областях.

Так, гласят данные Росстата за четвертый квартал 2005 года, к категории бедных, получающих пособия на детей, относились 47 процентов получателей. Хуже дело обстоит с жилищными субсидиями. Их смогло получить лишь 35 процентов из бедных слоев населения. Остальные пособия приходились на более обеспеченных граждан. В то время как в странах ОЭСР процент получателей льгот, не относящихся к категории бедных, был в два раза ниже, чем в России.

Особенность нашей страны заключается в том, что бедные получают официально несколько больше, нежели более богатые категории граждан. Последние также имеют некоторую официальную зарплату, которая, с одной стороны, не идет ни в какое сравнение с их истинными доходами. А с другой - позволяет им претендовать на получение адресных программ. Поэтому вывод напрашивается однозначный: российские программы социальной поддержки населения практически не работают.

Для реализации социальных реформ в России необходимо учесть и еще одну немаловажную проблему. Речь идет о региональном неравенстве, которое стало более заметным после наступившего в 1999 году экономического подъема. Сегодня группа самых богатых регионов заметно отличается от самых бедных по уровню развития. И последние не могут оказывать помощь бедным слоям населения в той же мере, как это делается в богатых регионах.

В частности, в предыдущем докладе ВБ по оценке бедности в региональном аспекте отмечается, что стратегия снижения бедности в России должна стимулировать экономический рост в регионах со средним уровнем бедности, где проживает большинство населения. Помимо этого, федеральная политика должна переориентировать регионы на то, чтобы они сами принимали меры по борьбе с бедностью. Сделать это возможно, так как региональные власти имеют право взимать местные налоги. А значит, и инвестировать в местную инфраструктуру, субсидировать предприятия, оказывать влияние на бизнес-климат, принимать законы о местных трансфертах, дополнять федеральные трансферты, и, соответственно, предоставлять субсидии домохозяйствам.

Имеющиеся сегодня региональные различия видятся экспертам ВБ экстремальными, если измерять их с помощью ВРП (валового регионального продукта). В частности, отмечается в докладе "По оценке бедности - региональный аспект", если бы регионы России были самостоятельными государствами, то они бы заняли с 32-го по 119-е места среди 173 стран.

Отметим, что посткризисное восстановление экономики (1999-2002) было повсеместным и положительно сказалось как на самых богатых, так и на самых бедных регионах. Реальный ВРП на душу населения вырос с 1999 по 2002 годы во всех регионах, за исключением Камчатской области. Таким образом, можно смело утверждать, что различия между российскими регионами не усиливались в период с 1999 по 2002 годы. А вот в последующие годы вновь стал наблюдаться перекос в региональных различиях отнюдь не в пользу бедных. Что, на наш взгляд, привело к снижению адресной помощи незащищенным слоям населения и, в первую очередь, в бедных регионах. В результате, по самым скромным оценкам, бедные в России недополучают порядка 50 миллиардов рублей ежегодно.

Инвестиции