Новую версию оперы Мусоргского "Борис Годунов" поставили на сцене Большого театра кинорежиссер Александр Сокуров, художник Павел Каплевич и дирижер Александр Ведерников. Увидеть нового "Бориса" смогут и телезрители, для которых канал "Культура" устроит прямую трансляцию спектакля 28 апреля. Обновление постановки "Бориса" в Большом театре связано не только с новой сценографией, декорациями и костюмами. Впервые осуществлена работа над очищением авторского текста Мусоргского от различных наслоений и неточностей, накопившихся во множестве различных редакций этого сочинения. Старая постановка Леонида Баратова (1948 года), в которой мы привыкли видеть эту оперу в Большом театре, являлась вольным прочтением текста Мусоргского и скорее отвечала идеологическим задачам своего времени.
На этот раз к работе были привлечены научные консультанты - музыковеды Евгений Левашев и Надежда Тетерина.
Российская газета | Каково ваше личное отношение к концепции режиссера Александра Сокурова?
Евгений Левашев | Я не принадлежу к категории людей, выносящих однозначные суждения. Я восхищаюсь режиссерскими работами Александра Сокурова в кино. Он по образованию историк, и серьезные исторические знания раскрывают ему другую картину в "Борисе". Это опера про соотношение человеческих стремлений с волей Господа. Каждый герой в этой драме поражен определенной страстью, желанием достичь своей цели.
РГ | О чем, на ваш взгляд, опера "Борис Годунов"?
Левашев | Трудно сказать однозначно. Во-первых, у Мусоргского семь опер с таким названием. Мы с Надеждой Тетериной шутим, что русских опер у нас мало, зато "Борисов Годуновых" много. И во всех вариантах Мусоргский дает разные исторические концепции. Одно дело, когда опера заканчивается просветленной смертью Бориса, а другое дело, когда народ в последней сцене восхваляет самозванца, будто языческого идола.