Нет, он не открыл нового метода подсчета инфляции, которая, как правило, не подчиняется прогнозам главного экономиста. Министр заметил, что бензин в стране как-то подорожал, но пытался заверить автолюбителей в том, что за 4,5 месяца с начала года цена на него даже снизилась на 0,5% по сравнению с декабрем 2006 года. Правда, автолюбители, прочувствовавшие подорожание на своем кошельке, явно не расположены присуждать за подобное открытие министру Нобелевскую премию. Хотя надо знать, с чем сравнить.
Но какой прогнозист без оптимизма. Именно поэтому Греф и оценивает как "очень неплохие" результаты развития российской экономики с начала 2007 года, несмотря на выросшие цены на бензин, чуть-чуть выбившуюся из-под контроля инфляцию и чрезмерно укрепившийся рубль. ВВП страны в апреле увеличился на 7,1%, а за четыре месяца 2007 года - на 7,7%. Промышленное производство показывает небывалые темпы - в апреле рост составил 4,6%, а за четыре месяца 2007 года - 7,5%. "Это более чем в два раза выше по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, когда рост промпроизводства достиг 3,5%", - заметил министр и признал, что это все же "несколько ниже, чем в марте этого же года". А в целом все замечательно, к тому же "неплохой рост в сельском хозяйстве", значительно активизировались темпы притока инвестиций. За первые четыре месяца года инвестиции в основной капитал выросли на 19,9%. Для сравнения Греф привел статистику 2006 года, когда за тот же период инвестиции увеличились всего на 6,9%.
"Это, конечно, сравнительная динамика к низкой базе 2006 года, но тем не менее темпы роста инвестиций в три раза больше, чем в 2006 году. Это очень позитивно", - заметил главный экономист. Опять же на рекордную цифру - "плюс 30 миллиардов долларов" вышел и приток иностранного капитала с начала года. В то время как за весь 2006 год эта цифра не превышала 41 миллиарда долларов. Золотовалютные резервы растут, реальная заработная плата растет. И только вопрос Путина о производительности труда поставил Грефа в неудобное положение.
- Мы пока не считали, - заметил он, явно не зная ответа на этот вопрос.
Зато считали инфляцию, которая за 14 дней мая уже успела преподнести правительству неприятный сюрприз, увеличившись на 0,3%, что на 0,1 процентного пункта выше, чем в мае 2006 года. На вопрос о причинах подобного роста министр, судя по всему, может ответить уже в любое время суток. По его словам, "эта динамика связана с ростом цен на продовольствие, в частности на мясо и плодоовощную продукцию". Такой сезонный фактор. "В принципе все развивается достаточно позитивно, чему способствует внешнеэкономическая конъюнктура", - заверил Греф.
- Укрепление рубля продолжается, - напомнил главному экономисту глава государства. - Нужно обратить на него внимание.
Впрочем, как заметил Греф, из-за очень большого притока капитала Центробанк принял превентивные меры - с 1 июля повышает норму резервирования на 1 процент.
- Эти превентивные меры может предпринять и правительство в других сферах, - сказал Путин.
Президент предложил кабинету министров подумать и над возможностью инвестирования средств от продажи энергоносителей в российские "голубые фишки".
- Почему правительство вкладывает в иностранные ценные бумаги, а в наши "голубые фишки" пока не вкладывает средства совсем? - спросил Путин у министров финансово-экономического блока. - Что там за ограничения?
- Я не знаю, - растерялся Греф и перевел взгляд на министра финансов Алексея Кудрина.
Уж Кудрин точно знал, что ответить. Ведь предложения о том, чтобы оградить Стабфонд от инфляции, разделив его на части и вложив в "голубые фишки", которые не связаны с нефтяным бизнесом и функционируют в различных отраслях и сферах экономики разных стран, не раз звучали из Белого дома. Однако Кудрин называл подобные заявления "безграмотными". Да и вчера он объяснил главе государства, почему правительство не вкладывает деньги в отечественные "голубые фишки": "Если средства от нефти и газа инвестировать в наши ценные бумаги, то это будет иметь два отрицательных эффекта". Во-первых, по его словам, увеличится денежная масса, которая осядет на счетах в банках. "Мы вынуждены ограничивать государственные инвестиции на внутренний рынок в целях поддержания инфляции и курса рубля", - заметил Кудрин. Во-вторых, "массовые вливания в условиях неразвитости фондового рынка России могут повысить его спекулятивный характер". Тем не менее президент призвал правительство подумать над тем, как не допустить в дальнейшем стагнации на фондовом рынке в условиях роста цен на энергоносители. Это уже было похоже не на пожелание, а на команду к действию.
Поскольку речь зашла о росте цен, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, не часто посещающий совещание в Кремле, напомнил "о больном". Его ведомство уже 20 дней ждет ответа ЕС на запрос о проведении инспекции, необходимой для снятия введенного в сентябре 2006 года запрета на ввоз в Россию живого скота на убой с территории Польши. Владимир Путин заметил, что на саммите Россия - ЕС в Самаре глава Еврокомиссии сказал ему, что не считает предложение России о проведении инспекции для снятия запрета на ввоз живого скота из Польши "шагом вперед", поскольку такого запрета якобы не было. "Запрет был. С сентября ни одна голова скота на убой с территории Польши на территорию России не поступала, - ответил Гордеев. - Странно, что на уровне таких высоких политических деятелей обсуждаются такие конкретные профессиональные темы, потому что когда мы встречались с ветеринарной службой, такие вопросы не звучали". Он уточнил, что соответствующее письмо Россия направила еще 30 апреля.
В Еврокомиссии, видимо, решили не отвечать, но рассчитывают в самое ближайшее время начать с российской стороной переговоры об отмене эмбарго на поставки польского мяса в Россию. Хотя дата предстоящих переговоров пока не определена.
- Я прошу интенсифицировать этот диалог, - сказал президент Гордееву. Несмотря на то, что министр заметил, что у России и Евросоюза "отсутствует правовая база, не отрегулированы отношения" в этой сфере, существуют лишь двусторонние соглашения России со странами ЕС в области ветеринарного контроля, где "прописаны обязательства ветслужб". В общем, если начинать готовить соответствующую нормативную базу непосредственно с Еврокомиссией, то, как заметил Гордеев, "мы находимся только в начале пути".
- Надо это делать. Нужно деполитизировать этот вопрос и решать проблемы на профессиональном уровне, - напутствовал министра Путин, посоветовав делать это "в доброжелательном партнерском режиме", но не забывая, что в России порядка 40 миллионов человек связаны с сельским хозяйством.