Следом за столичным регионом кризис ожидает Санкт-Петербург и другие автонаселенные области России. По мнению изготовителей номеров, единственный способ решения проблемы - введение нового ГОСТа на знаки. Как будут выглядеть новые номера, как защитить их от подделок, в общем, что делать, чтобы номер не стал дефицитом, - было главной темой обсуждения на "круглом столе" "Завтра без номерных знаков", в котором приняли участие представители законодательной власти и производители спецпродукции.
Ситуация следующая. По словам председателя Ассоциации производителей специальной продукции Игоря Кузнецова, ресурс одного кода региона на регистрационном знаке составляет 1728 тысяч номеров. Казалось бы, немало. И тем не менее за 13 лет после введения новых знаков наши автолюбители успели выбрать почти весь запас, включая резервные коды регионов. Дело не в том, что у нас такое большое количество автомобилей, а в том, что каждый автомобиль продается в среднем по 20 раз. На каждое регистрационное действие - свой номер. В итоге Москва исчерпала код "77" в июле 1998 года, "99" - в марте 2002, "97" - в июне 2005-го. Исход кода "177" ожидается в сентябре этого года. Следующие номера пойдут в производство с кодом "199", а затем - "197". Но их, как считают производители, хватит только до ноября 2010 года.
В качестве решения этой проблемы директор крупнейшего предприятия специализирующегося на выпуске спецпродукции ООО "Знак" Валерий Пономарев предложил добавить на регистрационных номерах одну букву. Он даже показал варианты возможных номеров: код региона не помещается в отдельную рамку, а пишется через черточку, российский флаг смещается в левый верхний угол (кстати, страна приписки автомобиля таким образом обозначается на всех европейских номерах), и остается место для еще одной буквы. Это нововведение даст резерв на 20 миллионов номеров.
Впрочем, это только один из предлагаемых вариантов. Время для решения проблемы еще есть, но его не много. Скорее всего будут предложены и другие способы усовершенствования номера и расширения его емкости.
Надо сказать, и с теми знаками, которые есть сейчас, проблем хватает. За 13 лет существования ГОСТа недобросовестные на руку кустари давно освоили их производство в максимальном приближении к защищенной продукции. Кроме того, наличие в одном регионе нескольких кодов вносит путаницу в учете, в результате появляются номера-двойники.
Валерий Пономарев вспомнил банкноту евро, по внешности которой можно определить, в каком конкретно городе она произведена. Такая же перспектива ожидает и наши регистрационные номера. Уже сейчас они по степени защиты опережают европейские и американские. И с каждым разом требования к ним растут. Сегодня, например, отличительная особенность номеров ООО "Знак" - это черная пленка. Если раньше на белую световозвращающую пленку наносилась черная краска, то сейчас вместо краски используют черную пленку. Технология достаточно дорогая, ведь нанести эту термотрансферную пленку в высокотемпературном режиме нужно так, чтобы не испортить сам номер. Чтобы подделать такой знак, потребуется специальное оборудование. И оно не из дешевых. Вряд ли кустарям для выпуска разовой продукции захочется столько тратить. Это просто невыгодно. Кроме того, по черному фону идет тиснение "RUS", что еще более удорожает и усложняет процесс производства знаков.
В целом сейчас на рынке предлагаются разные варианты пленок, которые без специального оборудования не сделать. На большинстве световозвращающих пленок проглядывает то же "RUS". Компания 3М предлагает пленки с волнистыми линиями, которые придают объемность номеру. Также эта компания предлагает ввести и третий номер, который клеится под стекло. Он оборудован чипом, и специальным электронным устройством можно считать с него информацию о машине и ее владельце. Такие нововведения довольно дороги. Если бюджет потянет, то производителям уже есть что предложить. Главное, чтобы цена новшеств не легла на потребителя.
Но у высоких технологий всегда есть риск некачественного исполнения. Даже сейчас по ныне действующему ГОСТу предусмотрена гарантия на номер - 3 года. И тем не менее в этом году некоторые автолюбители столкнулись с необычной проблемой: номера стали облезать. По словам Валерия Пономарева, проблема была в том, что пленка, поставленная американской фирмой, оказалась с внутренним дефектом. Причем обнаружить его можно только в процессе эксплуатации знака. Знаки были изготовлены в мае-июле прошлого года, а дефект проявился только в декабре-январе при минусовой температуре. Пленка начала отслаиваться от металла.
- За многие годы это первый такой случай в нашей практике, - говорит Валерий Пономарев. - Уже есть договоренность с ГИБДД, и все автовладельцы, которым достались такие номера, могут прийти непосредственно к нам на завод и заменить их. Причем никакой перерегистрации не потребуется. Им будут выданы те же самые номера. Весь процесс замены бракованного номера на дубликат займет не более получаса.
По скромным подсчетам, "счастливых" обладателей бракованных номеров всего около полутора тысяч человек. Некондиция попадается в сериях Н***КХ 177 и М***КХ177.
Но кто из простых автолюбителей знает, что для беспроблемной замены номера необходимо обратиться на завод-изготовитель? Поход в ГИБДД с таким вопросом - это семь кругов ада. Для того чтобы заменить номер на кондиционный, потребуется дойти аж до начальника ГИБДД региона. Это раньше было, если с номера сползала краска, его можно было подкрасить вручную кисточкой. А сейчас - требования строгие. Так вот подмажешь - тебя в подделке обвинят.
В большинстве случаев предложат просто перерегистрировать автомобиль. Что тоже положительно не влияет ни на отношение народа к милиции, ни на сохранение запаса номеров.
Недостаток законодательства налицо. По словам сенатора от Карелии Владимира Федорова, бывшего главного гаишника страны, у нас нет документов, четко регламентирующих порядок замены номеров, вышедших из строя, поэтому на местах предпочитают перерегистрировать машину. Даже в данном конкретном случае автолюбитель не знает, к кому ему обратиться с этой проблемой. Завод меняет некачественные номера? Но кто знает об этом и кто знает, на какой завод обращаться и где он находится? А кто знает о том, что можно сохранить за собой прежний номер, если вы снимаете машину с учета для продажи или сдачи в утиль и собираетесь приобрести новую? Информации о процедурах регистрации, перерегистрации, о правах граждан и обязанностях производителей спецпродукции у нас тоже явная нехватка.
Кстати, по мнению Федорова, одно лишь изменение ГОСТа ни к чему хорошему не приведет. Ведь есть еще система регистрации автотранспортных средств, и любое изменение в ней - это долгий и трудоемкий процесс. Если говорить простым языком, то каким образом в документы учета ввести четвертую букву, если сама система учета рассчитана только на три?
По словам сенатора, необходимо создать рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон - и производителей, и МВД, и законодателей, и правозащитников, - чтобы решать эту проблему комплексно. К тому же ГОСТ и вправду устарел. И хотя у Евросоюза к нам пока претензий нет ни по поводу размещения флага, ни по поводу читаемости номеров, проблема изменения требования к номерам давно назрела. Вот только один из нюансов: у нас много машин из США и Канады. Место, предназначенное для размещения регистрационного знака на них, подходит только для американских номеров. У нас такой автомобиль по закону не пройдет техосмотр, потому что, если знак загибать и впихивать в это самое место, он будет плохо читаться. Если его крепить в другом месте, он не будет освещен. Конечно, наши мастера решат и эту проблему, но ведь ее можно решить законодательным путем.
Или другой вариант: после введения световозвращающей пленки на регистрационные номера количество наездов на стоящие транспортные средства сократилось в полтора раза. Может, стоит попробовать ввести разные цвета для переднего и заднего знака, как это сделано в Европе? Тогда в ночи будет легче определить, в какую сторону движется тот или иной автомобиль.
Вопросов за 13 лет накопилось много, технологии на месте не стоят, а мы все еще пользуемся старыми. А риск того, что через три года в стране не останется свободных номеров, достаточно велик.