Музыканты выступили почти в сорока городах, играя и на филармонических и на театральных сценах, в далеких таежных городах и на палубе корабля. Столь необычным образом "Солисты" отметили свой пятнадцатилетний юбилей, который войдет теперь в историю. Ни один оркестр мира не дарил такой грандиозный подарок своим слушателям: сорок два концерта с разными программами. Три месяца длился тур знаменитого альтиста Юрия Башмета и его Камерного ансамбля "Солисты Москвы" по городам страны с командировкой "Российской газеты", который завершился 30 мая концертом в Большом зале Консерватории с трансляцией в прямом эфире по каналу "Культура".
Впечатления от тура оказались столь захватывающими, что музыкант считает: об этом надо писать книгу. А для начала - монолог Юрия Башмета после гастролей у нас в редакции.
Россия для нас как Луна
Я, наконец, узнал свою родину, и впечатление такое, будто слетал на Луну. Мы все знаем из литературы, что Россия - это страна контрастов, причуд и неожиданностей, но я и представить себе не мог, что это верно до такой степени. Стартовали мы зимой, в феврале, фактически из редакции "Российской газеты", выписавшей мне командировку. Первым городом тура был Сочи, где как раз в тот момент активно обсуждался вопрос о месте проведения Олимпийских игр, и в город прилетели наши конкуренты из Зальцбурга и Кореи. На нашем концерте собрались и замечательные российские спортсмены, специально приехал Михаил Швыдкой. Я помню, как он сказал тогда: "Ну, если мы не выиграем, то опять культура будет виновата". На самом деле тогда еще мало кто верил, что из этой затеи что-нибудь получится. Мне даже говорили: "Если бы не увидел по телевидению твое выступление на палубе корабля, то не поверил бы, что ты действительно поехал". Но все получилось, и теперь, по окончании тура, я чувствую себя каким-то состоявшимся. Я понимаю, сколь многого не знал.
Петр Великий
Можно пошутить и сказать, что лучшая наша публика была на корабле - матросы, потому что между частями они не аплодировали. И знаете почему? Потому что они вообще не аплодировали без команды! Я увидел там настоящих сынов Отечества: офицерскую команду, о которой может только мечтать Никита Михалков. Ему близка тема ушедшего кадетства, и он хотел бы создать образ российского офицера. Именно таких благородных офицеров я и увидел на "Петре Великом". Кстати, снимок, который мне нравится, - наш президент в пилотке, сделан именно на "Петре Великом". То, что было можно, нам показали на корабле, и это привело меня в состояние абсолютной уверенности в будущем моих детей и внуков. Теперь я чувствую себя спокойно.
О меломанах
Если говорить о разнице в восприятии столичной и российской публики, то надо учитывать, что московский слушатель находится в привилегированном положении и имеет больше возможностей сравнивать. В одном из городов, например, мне сказали: такой ажиотаж по классической музыке в последний раз у нас был лет шестнадцать назад. Люди в провинции добрее, спокойнее, живут медленнее и очень благодарны самому факту нашего приезда: не зависимо от того, как мы сыграем. Но у нас свой бог - музыка и тот уровень, к которому мы стремимся. Потому что благодаря шедеврам классической музыки мы говорим с этими людьми о главном.
О белых медведях
В Якутске на нашем концерте появилась девушка в черном вечернем платье и в пимах, она пришла ко мне за автографом, и я обратил внимание, что местное руководство общалось с ней с каким-то невероятным уважением. Потом я понял почему. Они спросили ее: "Вы действительно приехали из "Дзындандонгдарык"?"Она отвечает: "Да". - "А как же вы доехали"? - "На оленях". Все вытянулись: "Сколько часов?" - "Четыре часа". - "А дальше?" - "Два часа на самолете". Тогда я включился и спросил у нее: "Вы что, в юрте живете?" Она говорит: "Да".- "А как же вы узнали о концерте?" - "По телевидению". Спрашиваю: "У вас что, в юрте есть телевизор?" - "Есть". - "И вы назад поедете тем же путем?" - "Да". Тогда я говорю: "Повторите мне название, я запомню. Это замечательно, это невероятно!". Она снова называет: "Бымбымбрымбрым". - "В третий раз не надо, я понял, что не запомню". А она говорит: "Вы Интернет откройте: весь мир знает, что четыре месяца назад на нашу деревню было нападение белых медведей и были жертвы. Там и найдете название". Место это называется Иенгра Нерюнгринского района Якутии. Что важнее для меня как артиста может быть после такой истории? А их была масса.
Моцарт для всех
Мы подготовили для публики девять разных программ, и если бы осели в одном городе, то получился бы целый фестиваль "Солистов Москвы", который продлился бы девять дней. Но в основном мы ориентировались на классику: Баха, Моцарта, Шуберта, Брамса. Мы вычислили, что самое любимое произведение для российских слушателей - это "Маленькая ночная серенада" Моцарта - та самая, которая попала в мобильники Nokia. Огромным успехом пользовался и Вальс японского композитора Тору Такемицу: по звучанию - почти русская музыка, напоминающая Вальс из "Метели" Свиридова. Мы выучили это произведение еще при жизни Такемицу. Я с ним дружил, он был автором музыки фильмов Акиры Куросавы, дружил с Андреем Тарковским.
Потери
У нас не состоялся только один концерт: я даже не знаю, по чьей вине. Но мы решили, что отдадим его - сыграем в другом месте. Еще один концерт прошел без меня. Это было в Иркутске: я улетел в
Таланты и поклонники
В одном из городов мы давали концерт в драматическом театре. Я приехал на репетицию и увидел у служебного входа толпу - это были студенты и преподаватели музыки, которые не смогли приобрести билеты. Они попросили меня: "Юрий Абрамович, пожалуйста, помогите нам попасть". Я сказал: "Вот, я туда войду, увижу какого-нибудь начальника и поговорю с ним". Вошел, встретил и поговорил. Человек жестко ответил: "Это исключено". Я повернулся и сказал: "Хорошо, подумайте, а я пока разыграюсь". До него дошло, что ситуация серьезная. В результате всех пропустили. Они сидели на ступеньках, в проходах, но это наша лучшая публика. Меня поразили женщины, которые выходили к нам с цветами: они готовились специально, рукодельничали, а потом дарили нам сувениры, сделанные своими руками. В Москве ничего подобного нет.
На гребне славы
В этой поездке я себя чувствовал не то Сталиным, не то Гагариным: все время подарки, встречи, дети, общие фотографии. Приезжаем мы в Волгоград: 7.30 утра. На улице -28. А накануне вечером в другом городе мы ужинали после концерта с губернатором и поздно сели в поезд. Не выспавшийся, я выхожу последним из вагона. На перроне поют разодетые казаки и девушки. Подносят мне шашку, а на шашку ставят граненый стакан со ста граммами самогона, который надо выпить, держа клинок за оба конца и не уронив стакан. Это на морозе-то! Я очень возгордился собой, потому что сумел это сделать.
Учителя и ученики
Общаться с детьми в музыкальных школах было сплошное удовольствие. Они задавали невероятные вопросы: одна девочка поинтересовалась, люблю ли я домашних животных? А в новокуйбышевской школе, носящей мое имя, старшеклассница спросила: "Сейчас весна - время любви. Вы уже кого-нибудь полюбили?" Делаем с детьми общую фотографию, вдруг слышу: "Сережа, не ковыряйся в носу". И стоит такой шестилетний Сережа. Скрипач. Может быть, будущий Ойстрах. А женщина - его учитель по скрипке. И я понимаю, что если она ему говорит "не ковыряйся в носу", значит, она ему говорит и как одеваться, и где верное ударение делать, и как ходить, и как быть вежливым. Она не просто учитель - она одновременно ему и мама, и папа. Это сидит в генах наших людей, потому что они любят свое дело.
Удивительные факты
Всем известно, что в стране есть серьезные проблемы с музыкальными школами. Но в этой поездке я увидел невероятные примеры: в Якутии канадцы построили для каких-то своих целей небольшую деревню на триста человек - скромные аккуратненькие домики. Так вот, правительство Якутии каким-то образом выкупило эту деревню и передало Высшей музыкальной школе: теперь там в прекрасных условиях учатся триста молодых людей.
Фигурное катание по-русски
SMS счастья
С нами выступала пианистка из Италии Ванесса Бинейли. Она приехала в Россию впервые. Никогда не видела ни Москвы, ни Питера. Прилетела ночным рейсом в аэропорт, и сразу - к нам: а мы в тот день перелетали в Архангельск. Она молодая красивая девушка, живет в Милане рядом с театром "Ла Скала". И вот мы поехали, а за окном - такой пейзаж, что я сказал помощнику: "Ты ей переведи, что все это не разваливается, а что это так и надо". Дальше было вообще нечто: нас поселили в Мурманске в отеле, и она спрашивает: "Могу ли я позаниматься?" - "Конечно". Но тут выясняется, что концерт в Североморске, а это закрытый город, и иностранцев туда не пускают. Тогда она спрашивает: "Ну а концерт я могу послушать?" - "Ты не поняла, ты не можешь вообще в городе находиться". В результате из четырех концертов она сыграла один. Целыми днями сидела в номере и смотрела телевизор, а поскольку все это происходило в дни Победы, то на всех каналах шли фильмы про войну. Удивительно, но из Италии она прислала мне sms: "Эта поездка - самое большое счастье, которое я испытала в жизни".
Чайки с оркестром
Конечно, это была трудная поездка. Много переездов. Но это наша профессия, и само понятие "концерт" уже подразумевает дорогу, проживание, общение, собирание чемоданов: открыть-закрыть, открыть-закрыть. Можно вспомнить Петра Ильича Чайковского, который в своих дневниках описывал, как ехал в карете по России, не зная куда, оттого что у него была хандра. Остановился в какой-то харчевне, решил там переночевать, хандрил, хандрил, а потом вдруг написал: "Все, я заболел!" Это означало, что он услышал мелодию и, хотя еще не представляет, какие будут ноты, но завтра или послезавтра уже узнает. В наших гастролях все было по полной программе: это была жизнь - у кого-то зуб заболел, кому-то надо швы послеоперационные снять, кому-то с детьми связаться. Но главным, конечно, были концерты. И вот это приносило нам счастье: публика, атмосфера, любовь людей. Никогда ничего подобного с нами не случилось бы, если бы нас не поддерживали, начиная от Администрации президента и Федерального агентства по культуре и кинематографии до нашего постоянного партнера - компании "Новотэк", РАО "ЕЭС России" и других спонсоров. Как бы мы передвигались по стране, если бы нам не выделили чартерный самолет? У нас ведь каждый день концерт, а музыкантов - почти 30 человек с инструментами? У нас был свой вагон, когда ехали поездом, - наш дом на колесах: мы оставляли там свои вещи, забирали только фраки, а после концерта возвращались и ехали дальше, потому что на следующий день - опять концерт. Во всем этом было огромное счастье и много романтики. Чего стоит только концерт на корабле, когда над тобой кричит пролетающая чайка или когда альт звучит под палящим солнцем. Я уверен, что все, кто участвовали в этом туре - и музыканты, и публика - стали большими патриотами. И действительно рад, что сегодня в стране появилось другое отношение к культуре.
Комментарий
Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии:
- Поднять сегодня из Москвы или из Петербурга симфонический оркестр - 120 человек и привезти его во Владивосток - это целое событие. Но мы должны это делать, хотя такая поездка будет стоить дороже, чем поездка Венского оркестра в Москву. У нас огромная страна, и в этом смысле менеджмент музыкальной жизни очень тяжел. Именно поэтому мы особенно благодарны Юрию Башмету и "Солистам Москвы": марафон по России - это трудная, изнурительная жизнь и не всегда комфортная. Но сегодня это государственная стратегия, и мы ее развиваем. 30 июня в Москве состоится первая ярмарка музыкальных идей, на которую соберутся все филармонические общества и филармонии России, другие концертные организации, занимающиеся гастролями, для обсуждения вопросов, связанных с гастрольной деятельностью. К сожалению, главной проблемой для России является количество концертных залов, недостаточное для того, чтобы и такого рода концертная жизнь была успешной экономически. Но мы должны поддерживать малые города России - это другая страна, причем очень разная: она одна - в Иркутске, другая - в Гусь-Хрустальном, третья- в Ханты-Мансийске. И везде есть публика, которая хочет симфонической музыки. И хочет качества живого звучания. Я был на сочинском концерте и могу сказать одно: Сочи - особый город, это город-праздник, это не город для Шнитке и не город для Шостаковича. Но они играли очень серьезную музыку, и зал был счастлив, потому что это большое искусство, настоящая музыка. И надо понимать: чтобы вытащить страну и чтобы поднять ее по-настоящему, нужно, чтобы страна услышала сотни созвучий, а не полтора или два. И тогда все будет нормально, потому что будущее России зависит от того, сможем ли увидеть сложность жизни. А понимание сложности жизни дает только восприятие сложного искусства. Это на самом деле великий шанс для России. Если мы сможем сегодня саккумулировать деньги государства, чтобы граждане России смогли услышать сложное и великое искусство в исполнении живущих великих музыкантов, это даст невероятный толчок всему, это даст толчок развитию общества, развитию экономики, развитию интеллекта, развитию эмоциональной жизни. На это надо тратить деньги, не надо их жалеть. И вложения в такой тур более важны, чем любые инвестиционные вложения в общественную, социальную и экономическую жизнь страны. Когда люди понимают, что такие коллективы гастролируют по России, они начинают понимать, что в России нормальная жизнь. Понятно, что такой тур каждый год делать невозможно. Это в высшей степени сложно. Но раз в два-три года я буду просить Башмета, чтобы такого рода туры по России осуществлялись. И мы будем продолжать внутрироссийскую гастрольную жизнь. Мы можем так организовать гастроли, особенно если мы построим концертные залы, чтобы музыканты внутри России зарабатывали деньги. Мы решили вопросы с грантами. Когда президент дал грант, мы остановили людей. Люди перестали уезжать за рубеж. Теперь нужно создать внутрироссийский музыкальный рынок, чтобы внутри на этом рынке люди могли зарабатывать деньги такие же, как в Европе.