01.06.2007 01:00
Культура

Чеховский фестиваль открылся знаменитым балетом Мэтью Боурна

Чеховский фестиваль открылся знаменитым балетом Мэтью Боурна
Текст:  Александр Фирер
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4379)
Читать на сайте RG.RU
На сцене МХТа им. Чехова стартовал VII Международный театральный фестиваль им. Чехова. Для открытия был выбран балет англичанина Мэтью Боурна "Лебединое озеро" на музыку Чайковского.

Авторская версия Боурна может быть поставлена в ряд со знаменитыми постановками "Лебединого" Джона Ноймайера (об истории Людвига Баварского) и Матса Эка, который наполнил балет многозначностью смыслов и полностью лишил его красивости. Спектакль Мэтью Боурна, которому 12 лет и который уже записан на DVD, когда-то произвел фурор, а англичане даже находили некое сходство жизненных обстоятельств балетного Принца и Принца Чарльза. Это "Лебединое" наконец доехало и до Москвы и имело оглушительный прием.

В балете музыка Чайковского сохранена, тем не менее Боурн предлагает свою историю. Он уловил в музыке Чайковского отчаянный крик Лебедя, крик одиночества в утопической погоне за счастьем. Лебедь Боурна - свободная дикая птица, хищная, сильная, жестокая. Она олицетворяет мужское начало, движущие силы природных стихий.

Принц жаждет любви до такой степени, что стремление духовной близости с матерью чуть не оборачивается инцестом. Наставник покупает для Принца проститутку, чтобы девственник познал любовь. Любовный голод гонит подвыпившего Принца в ночной клуб, но здесь - только ложь и предательство. Оказавшись в городском парке, он пишет предсмертную записку и пытается утопиться в озере. Но дорогу в небытие ему преграждает Лебедь из сновидческой сказки. Что это - наваждение, алкогольная фантазия, эротическая греза? Лишь "бриджи" этого Лебедя из лебединого пуха. А голый мускулистый торс - окрыленная метафора свободного полета. Лебедь застывает в декоративном арабеске с заломленной рукой, словно сошедшим со знаменитой афиши Льва Бакста к "Русским сезонам", на которой был изображен Нижинский в "Видении розы". Такая аллюзия обогащает природу этого изощренного видения. Белый акт в парке, подобно II акту "Жизели", происходит в полнолуние, когда обостряются чувства и миром правит мистерия. В знаменитом белом адажио Принц вторит движениям Лебедя, и у него буквально вырастают крылья.

Черный акт решен как церемония королевского бала с VIP- персонами и папарацци. На балконном парапете, словно черный коршун, появляется неотразимый, сексуальный франт с плеткой. Для Принца это гром среди ясного неба, ибо Незнакомец - двойник Лебедя. Под музыку русского танца поставлены "под рюмку водки" страстные танцы черного пришельца с разномастными "невестами Принца" и флирт с Королевой. Черное адажио - полный вожделенной одержимости эротический вальс-поединок Незнакомца с Королевой-матерью. А в медленной части при погашенном свете происходит метаморфоза: вместо Королевы в крепких руках хищного Незнакомца оказывается Принц. Их дуэт - макабрическая румба. Это игра со смертью. Последний акт происходит в спальне Принца, превращенной в психиатрическую палату. Его окружают медсестры-придворные, в злобных кукольных масках и белых кринолиновых юбках, с коварным Наставником-врачом.

Театр