Историю снимали про то, как, один раз случайно оступившись, можно поломать свою жизнь и потерять все: любовь, друзей, будущее... Молодой, красивый, талантливый диджей (дебют в кино мхатовского актера Максима Матвеева) волею судеб становится соучастником угона автомашины, в которой хранились наркотики. Выскочить из истории в нормальную жизнь теперь у него не получится: ему придется работать наркодилером у самого авторитетного бандита города.
Наркобарона в фильме спокойно, уверенно и эпизодами бесчеловечно жестоко играет Федор Бондарчук. Почему выбор пал именно на него, рассказал режиссер Валерий Тодоровский:
- Изначально я метался. Думал об одном артисте, о другом, о третьем. Фамилия Бондарчук все время всплывала в наших разговорах с ассистентом по актерам, но, честно признаюсь, образ Феди, которого я видел каждый день в бескозырке на рекламных щитах Росгосстраха, отталкивал. Проезжая мимо, я думал: нет, нет и нет - при том что знал его много лет и очень тепло к нему относился. А потом я понял, что в нашем кино в этом поколении актеров не так много сильных харизматических личностей. Один из них уже был приглашен на фильм на другую роль - Алексей Серебряков, и оставался не такой уж большой выбор.
Дальше мы встретились с Федором Сергеевичем, поговорили, я на него посмотрел, и мне был важен только один момент: насколько он готов меняться. Первое, что я ему сказал при встрече, - ты не будешь Федей Бондарчуком в этом фильме. Нет больше Феди, и мы забыли все, что про него знали. Он пошел на то, что стал не такой лысый - отпустил волосы, - в фильме у него щетинка. Естественно, сбрил свою бородку. Это я сейчас о мелочах рассказываю, а были и долгие, серьезные, подробные разговоры, которые, как мне кажется, дали свой результат. Я считаю Федора очень серьезным и невостребованным артистом. Но он не тот актер, который придет и сыграет вам все, - в первую очередь он мощная, обаятельная личность, а дальше мы его ставим в обстоятельства, которые помогают ему раскрыться.
У меня не было задачи сделать из его героя Вернера такого обаяшку-наркодилера. По моему мнению, это животное. Милое, улыбчивое, которое может быть очень добрым, щедрым, умеет даже любить, может подарить тебе все, но у которого нет разницы между "мне не нравится" и "я убиваю". В фильме есть сцена в клубе - мне принципиально важно было показать, как человек, не думая, не задавая вопросов, не разбираясь, жестоко избивает другого человека. Так же бездумно он бьет свою сестру. И это страшное существо наделено улыбкой, обаянием, наконец, красотою, хотя оно - монстр. Делать все время злобного монстра с клыками было бы интересно. Они же тоже умеют выпивать на даче, вести серьезные разговоры. И что самое интересное и парадоксальное - когда неоднократно в жизни я встречаю подобных монстров, я к ним ужасно тянусь. Так хочется быть поближе, вот именно с ним идти по городу...
Почему, по вашему мнению, я плохо отработал деньги, которые мне дало федеральное агентство? Я ничьи деньги не отрабатывал, я снимал кино. Это не фильм про наркополицейских и не кино про борьбу с наркотиками - это история про простого провинциального парня, который крутит вертушку в ночном клубе и попадает в переплет. Наркотики - это таблетки, порошки, ампулы, некие штучки, но если отбросить на секунду их вещественное проявление, то в первую очередь это уход в забвение, нежелание жить здесь и сейчас с нами, с вами вместе, страх этого. Я снимал историю про то, что наш главный герой должен определиться: жить здесь и сейчас или где-то там...
Ситуация была следующая: не агентство нам предложило снять такой фильм, а мы пришли в агентство, но в первую очередь за консультацией - нам важно было погрузиться в тот мир, который мы собирались показать на экране, и мы получили более чем исчерпывающую информацию из первых рук. На сценарий наши консультанты никак не влияли, и сейчас возник большой страх показывать им фильм. Потому что наш наркополицейский в итоге сам оказывается наркоманом, и я подозреваю, что генералам это может не понравиться...
Фильм снимался за 50 дней прошлым летом в июле и в августе в Ростове-на-Дону. Мы по своей наивности предполагали, что это будет летняя картина, в которой нам довольно быстро и легко удастся прожить жизнь, но она оказалась и длинной, и тяжелой, и изнурительной. Когда мы приехали в Ростов, там оказалось 50 градусов жары, и весь фильм прошел под давлением этого страшного климата, временами вплоть до помутнения мозгов...
На кинофестивале "Кинотавр" вчера был представлен в конкурсе фильм Татьяны Воронецкой "Натурщица". Специально на премьеру прилетел Марк Рудинштейн, благодаря стараниям которого когда-то на свет появился "Кинотавр".
Российская газета: Марк Григорьевич, на "Кинотавре" вы как актер представляете фильм Татьяны Воронецкой "Натурщица"? Кто ваш персонаж?
Марк Рудинштейн: В "Натурщице" у меня маленькая роль, но со словами. Я играю банкира начала века. Мне интересно было это делать. В его времени есть что-то из сегодняшнего дня.
РГ: Почему?
Рудинштейн: У моего героя сложился особый характер: в жизни он безопасен, но становится опасным, когда добирается до больших денег.
РГ: Ваш герой идет по трупам?
Рудинштейн: Нет, в результате трупом становится он.
РГ: Вы себя называете мастером эпизода. Какой сыгранный вами эпизод самый любимый?
Рудинштейн: В фильме Алексея Балабанова "Мне не больно", где я сыграл с Ренатой Литвиновой.
РГ: Говорят, вы запускаетесь в Америке с новым проектом?
Рудинштейн: Это "Русский блюз". Фильм будет рассказывать о судьбе реального человека, которого считали убитым, а он оказался в Америке. Я буду играть с американскими актерами и со звездой бразильского футбола Роналдиньо. В Америке я снял свой первый фильм "Супермен".
РГ: Будет ли в этом году проходить ваш новый кинофестиваль в Питере?
Рудинштейн: Нет. Но фестиваль готовится. Питер станет центром мира: в Питер переезжают банки, Конституционный суд. С появлением пятого государственного телеканала решена проблема трансляции кинофестиваля. В прошлом году прошла его презентация. Мы не сдались, мы просто затихли.
РГ: Вы привозили в Россию много мировых звезд. С кем из них дружите?
Рудинштейн: С Катрин Денев. Она два раза вручала мне премию Федерико Феллини. Первый раз в ЮНЕСКО во Франции, потом в Москве. Я - единственный обладатель этой премии в России.
РГ: Как вы, крестный отец "Кинотавра", ощущаете свой визит на этот фестиваль?
Рудинштейн: Я два года здесь не был.
РГ: Ностальгия не мучила?
Рудинштейн: Я переболел. После фестиваля мне даже приходилось лечиться. Но я был чужой среди своих. Раньше фестиваль "Кинотавр" рассматривался как помощь бедным. Теперь он стал конструктивным, но все по-прежнему хотят на него приезжать с семьями.