Сегодня арбитражный суд Вологодской области рассмотрит иск страховой компании к дорожному предприятию. Страховщики намерены вернуть деньги, выплаченные за пострадавшие на магистрали Вологда - Новая Ладога автомобили.
Дорожно-эксплуатационное предприятие (ДЭП) 185 летом прошлого года отремонтировало участок автомагистрали Вологда - Новая Ладога. Ремонт велся методом поверхностной обработки полотна, когда старый асфальт заливается битумной эмульсией, а затем засыпается гранитным щебнем размером от 5 до 20 миллиметров. В течение трех часов вода испаряется, поверхность "схватывается", а еще в течение 3 - 4 дней дорога уплотняется и становится полностью готовой к использованию.
На практике оказалось, что осенью и зимой путь из Вологды в Череповец превратился в место испытания машин на прочность стекол и лакокрасочного покрытия. На оживленной трассе, по которой в сутки проезжает 11 тысяч автомобилей, плохо сцепленные с битумом крошки щебенки стали "выстреливать" из-под колес в попутные и встречные машины. Трескались лобовые и боковые стекла, фары, водители после поездки пересчитывали новые царапины на крыльях и дверях. Часть случаев зафиксирована сотрудниками ГИБДД, многие иногородние пострадавшие оформлять мини-ДТП не стали, как и владельцы отечественных машин. (Для некоторых легче было купить новое стекло, чем потратить время на прохождение инстанций и получение небольшой компенсации.)
Но все же около сотни собственников авто обратились к страховщикам за возмещением ущерба. По словам начальника отдела правового обеспечения страховой компании "Шексна" Михаила Венедиктова, сумма выплат по страховым случаям на злополучной трассе составила около 5 миллионов рублей. Однако в "Шексне" решили вернуть эти деньги и подали судебный иск на организацию, проводившую ремонт.
Экспертиза показала, что использованные дорожниками технологии и материалы соответствовали нормам и требованиям, но не были учтены некоторые факторы. Поверхностная обработка - эффективный и дешевый способ реконструкции полотна широко используется в Европе и США. Но в северных широтах нужно учитывать климатические условия - влажность, температура воздуха влияют на состояние покрытия.
В этом с ним согласен руководитель ДЭП Андрей Сидоров. Как он признает, участки новой поверхности после дождя "расклеивались" особенно интенсивно. Но вины своей организации в "обстреле" машин он не видит: ремонт велся точно по технологии, это подтверждается журналом производства работ и заключением заказчика. В том, что машины пострадали, считает Андрей Сидоров, виноваты сами водители: не надо было превышать ограниченную знаками скорость - 40 км в час - часто в 2 - 3 раза.
В случае, если суд примет сторону истца - страховой компании, это создаст прецедент для других подобных случаев.