Дальше - больше. Общественное мнение все больше склоняется к мысли, что трамваю - самому неуклюжему виду городского транспорта - уже не место в городе. И даже исключительная экологичность этих родственников троллейбусов не перевешивает недостатков. В результате, администрации многих российских городов постепенно избавляются от рельсов и на главных, и на второстепенных улицах.
Последняя остановка
В прошлому году в России случилось около 300 тысяч дорожно-транспортных происшествий, количество погибших приблизилось к 40 тысячам. Сколько из них сложило головы на трамвайных остановках? Этого не знает никто, просто не считали. Лишь отрывочные данные. Однако газеты "трамвайных" городов пестрят печальными заметками.
...Петербург. В результате наезда автомобиля на трамвайную остановку пострадали несколько человек. Двух женщин в тяжелом состоянии доставили в больницу. Одна из них в шоковом состоянии, другая - учительница - помнит лишь сильный удар в спину. Ее историю поведали врачи: "Она уже занесла ногу на ступеньку трамвая, и вдруг..."
...Екатеринбург. Водитель джипа не справился с управлением, и автомобиль вылетел на трамвайную остановку. Пострадала женщина. С черепно-мозговыми травмами она госпитализирована в больницу.
...И снова Петербург. "КамАЗ" наехал на горожан, которые находились на проезжей части около стоявшего на остановке трамвая. Пострадали три человека.
Почему трудно поменять знаки
Подобных историй множество.
Существуют ли безопасные остановки?
"Рогатые", как известно, стучат колесами по самой середине улиц. Так исторически сложилось. Исторически сложилось и два вида трамвайных остановок.
Самые безопасные - когда место посадки- высадки пассажиров огорожено, а подойти к нему возможно по подземному переходу. Так, например, оборудовано несколько трамвайных остановок на Ленинградском проспекте Москвы. Но вот загвоздка: сооружение безопасной остановки - безумно дорогое удовольствие. Поэтому их в городах России единицы. За границей же таких остановок - большинство.
Чаще всего пассажир ожидает трамвай на тротуаре или обочине дороги.
Вот долгожданный вагон подъехал. Понаблюдайте в "час пик" - народ, не оглядываясь по сторонам, бежит через дорогу. Большинство "трамвайных" происшествий - результат именно этих внезапных "пешеходных атак".
В Правилах дорожного движения пункт 14.6. гласит: "Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней".
Все вроде бы просто и понятно. Но:
- многие пассажиры предпочитают ждать трамвай прямо на проезжей части. Как иначе втиснешься в переполненный вагон?
- водитель авто, следующий за трамваем или параллельным курсом с ним, не всегда точно понимает, с какой целью остановился трамвай: то ли у него здесь остановка, то ли просто притормаживает. Ведь таблички с обозначением остановки, как уже отмечалось, болтаются где-то под небесами. Вот посреди улицы идет трамвай, вдруг резко останавливается, и из его недр начинают вываливаться пассажиры прямо под колеса машин. Только успевай ударять по тормозам!
Поэтому водители очень недолюбливают трамваи и стараются не ездить с ними параллельно.
Вам не страшно?
На этот вопрос трамвайные пассажиры отвечают, как правило, однозначно: "Да, страшно".
А число наездов на пешеходов на трамвайных остановках растет. И бороться с печальной статистикой обязано все же ГИБДД.
Но когда эту мысль я озвучивал автоинспекторам, те морщили лбы и качали головами:
- Ожидать трамвай положено на тротуарах или на обочине. Единственное, что мы можем, это самых непонятливых и торопливых штрафовать.
- А обозначить трамвайную остановку по-другому - более заметно? - настаивал я.
- Так и эта по правилам...
А вот как отвечал на вопрос автолюбителей о невнятных знаках трамвайных остановок в 2006 году генерал-майор Сергей Казанцев, руководивший московской Госавтоинспекцией: "любой знак - он должен быть понятен и виден для участников дорожного движения. Мы выйдем с предложениями по данному вопросу". Увы - положение пока не изменилось.
Почему трудно поменять знаки?
Потому что мы вместе с другими развитыми странами подписали еще в 1968 году в Вене конвенцию, в которой записано: "Договаривающиеся стороны признают, что единообразие дорожных знаков, сигналов и обозначений и разметки дорог в международном плане необходимы для облегчения международного дорожного движения и повышения безопасности на дорогах".
В конвенцию включены и знаки, обозначающие автобусную (Е-19) и трамвайную (Е-20) остановки. Они одинаковые и в Лондоне, и в Екатеринбурге, и в Москве, и в Берлине.
Другое дело, что в европейских странах безопасных остановок большинство и обозначения их, честно говоря, особой роли не играют.
И все-таки выход есть. Хотя бы в том, как предлагают читатели "РГ", чтобы установить на обочинах дорог (или столбах) напротив трамвайных остановок яркие светящиеся щиты. И пусть это будут недорогие, с подземными переходами остановки, но внимание водителей такие яркие щиты все равно привлекут. Пока же стоит еще раз повторить для водителей (особенно неопытных, их много) несколько простых советов от инструкторов автошкол:
1.Если вы следуете за трамвайным вагоном или рядом с ним, внимательно смотрите вперед и чуть вверх - знак "трамвайная остановка" тогда можно быстрее заметить;
2.Знак может отсутствовать, поэтому сбавляйте ход при каждом замедлении движения трамвая. В любую секунду на дороге перед вашим бампером может оказаться пассажир, либо бегущий к трамваю, либо выскакивающий из него.