И летом, и зимой
Заблуждение, что кондиционер помогает только летом. Ведь охлаждать воздух - не единственная его функция. Не менее важная - сушить его. Прогоняя воздух через испаритель, кондиционер основательно "отжимает" его, а вода по трубочке стекает на землю. Новички, увидев лужицу под своим любимым автомобилем, впадают в панику - течет! Однако чаще всего это обычный конденсат из кондиционера, проще говоря - дистиллированная вода.
Обезвоженный воздух, кстати, лучшее средство против запотевания стекол в дождливую погоду. Знатоки знают, что если запотели стекла, достаточно на несколько минут включить кондиционер и все проблемы со стеклами окажутся позади.
ДТП и жара
Гаишники давно заметили, а ученые их догадку подтвердили, что с ростом температуры воздуха растет количество ДТП на дорогах. Более того - есть прямая связь. Если, скажем, на улице градусник поднимается с привычных 25 до жарких 32, то есть примерно на 20 процентов, то на 20 процентов и увеличится в этот день число ДТП. Такая вот зависимость, подчеркивающая: кондиционер нужен не только для комфорта водителя и пассажиров, но и для общей безопасности на дорогах.
Думать о безопасности надо и при включении кондиционера. Помните, что это очень энергоемкое устройство, отнимающее мощность у двигателя автомобиля. Если на вашей машине двигатель небольшого или среднего объема (1,2-1,6), ни в коем случае не включайте кондиционер в тот момент, когда выполняете маневр, связанный с необходимостью резкого ускорения, например, при обгоне. Неожиданная для вас потеря мощности может привести к аварии. Собственно, кондиционер отнимает мощность у любого двигателя, но у небольших он чувствуется особенно. Потому включать кондиционер лучше или до начала движения, или на небольшой скорости на ровной трассе, когда к потере мощности двигателя можно привыкнуть, не напрягаясь.
Ваш враг - сквозняк!
При работе любой системы охлаждения в салоне - простого кондиционера или климат-контроля - старайтесь не открывать окна. Охлажденный воздух, смешанный с горячим, на сквозняке приведет или к банальной простуде, или, что еще хуже, к воспалению легких. Иногда для возникновения любого из простудных заболеваний достаточно побыть на устроенном вами сквозняке всего пару минут.
Что можно сделать самому
Конечно, починить забарахливший кондиционер для хорошего мастера - дело нехитрое.
Однако чем жарче на улице, тем почему-то дороже ремонт. Поэтому до ремонта лучше не доводить. Достаточно знать несколько простых правил и следовать им, тогда ваш климатический ветродуй будет служить долго и верно.
- 1. Полезно и даже необходимо включать кондиционер на несколько минут даже в холодный сезон - хотя бы раз в месяц.
От простоя его агрегатов высыхают уплотнительные сальники, может начаться утечка хладагента.
А для смазки сальников в хладагент добавляют масло. Следовательно, когда кондиционером не пользуются, оно, соответственно, ничего и не смазывает.
Зимой погонять агрегат лучше всего в отапливаемом гараже, иначе он может и не включиться: на многих стоят датчики, блокирующие работу агрегата при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 градусов.
Заправка же хладагента обойдется вам примерно от 30 до 50 у.е. Старайтесь не следовать советам иных доброхотов, заправляющих кондиционер каждую весну. Не стоит выкидывать деньги на ветер, заправлять кондиционер надо только при ощутимом снижении его качеств.
- 2. Если резко перестало холодить, скорее всего, в системе нарушилась герметичность. В сервисе в систему закачают хладагент, содержащий специальную краску, светящуюся в ультрафиолетовых лучах - так находят место утечки. Заварка небольшой протечки радиатора кондиционера стоит примерно около двух с половиной тысяч рублей. Крупные пробоины, особенно на отечественных авто и иномарках старше пяти лет, заваривать не имеет смысла - выгоднее установить новый радиатор кондиционера.
- 3. Не экономьте на фильтре, очищающем поступающий в салон воздух. В зависимости от того, как часто вы пользуетесь автомобилем, салонный фильтр нужно менять один-два раза в год.
- 4. Иногда ремонт электрики кондиционера сводится к простой замене сгоревшего предохранителя, обслуживающего электрическую муфту, подключающую компрессор к двигателю. Бывает, лукавые мастера небольших мастерских наживаются на новичках: в наряде пишут фантастические нормочасы, плюс замена компрессора, а на деле меняют копеечный предохранитель. Поэтому, перед тем как обратиться в мастерскую, особенно незнакомую, достаньте из бардачка книжку по эксплуатации автомобиля и посмотрите на схему предохранителей. Найдите на таблице "ваш" предохранитель и попробуйте его заменить самостоятельно. Не забудьте: при проверке - установке предохранителей - зажигание в автомобиле должно быть выключено!