09.07.2007 07:20
Авто

Российские автомобили уступают место на рынке иномаркам

Российские автомобили проигрывают иномаркам
Текст:  Олег Гладунов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4408)
Читать на сайте RG.RU
В первом полугодии российский рынок автомобилей вырос на 51 процент в денежном выражении. Количественный рост продаж автомобилей составил 28 процентов. Однако он прирастает в основном за счет иномарок.

За первые полгода продажи отечественных автомобилей снизились на 23 процента, а россияне впервые потратили на них меньше, чем на новые иномарки. Такие данные содержатся в исследовании российского автомобильного рынка компании PwC. По итогам первого полугодия, доля новых иномарок, купленных россиянами, в денежном выражении достигла 78 процентов. А российские автопроизводители потеряли 7 процентов рынка, продав на 86 тысяч автомобилей меньше, чем в первой половине 2006 года. По мнению экспертов, это объясняется сближением цен "Лады" и "Волги" с их главными конкурентами - иномарками отечественной сборки. Они считают, что в следующем году "отверточные" иномарки могут перегнать российские автомобили и по количеству.

По прогнозу экспертов, в 2007 году в России будет собрано около 450 тысяч иномарок, а к действующим заводам по их "отверточной" сборке прибавится еще как минимум пять. Toyota, Nissan и GM уже строятся под Санкт-Петербургом, Volkswagen - в Калужской области, Suzuki собирается приступить к стройке в 2008 году, Peugeot-Citroёn выбирает площадку для строительства, а китайская Great Wall ведет переговоры о промышленной сборке.

Тем временем, по оценкам экспертов PwC, к 2011 году объем продаж легковых автомобилей в России может вырасти более чем вдвое - с 45 до 96 миллиардов долларов. Правда, для этого необходимо выполнение трех условий: рост доходов населения, увеличение доли автомобилей, продающихся в кредит с 25 до 50 процентов, и средняя цена автомобиля - не более 20 тысяч долларов. Кроме того, по оценке компании, указанный результат будет достигнут, если половина стоимости приобретенных автомобилей будет формироваться из собственных средств покупателей, а половина - за счет автокредитов.

Между тем, как отмечают эксперты, за последние 5 лет средняя цена автомобиля увеличилась с 7,5 до более 17 тысяч долларов, что произошло из-за изменения структуры рынка - в пользу покупок дорогостоящих машин. Однако сейчас процесс реструктуризации практически завершен, поэтому к 2011 году средняя цена автомобиля не превысит 20-22 тысяч долларов.

Снижающее влияние на цену автомобиля оказывают: ослабление доллара, увеличивающаяся конкуренция среди производителей и развитие производства иномарок российской сборки, а также экспансия дешевых, особенно китайских автомобилей. А повышают цену такие факторы, как рост инфляции, увеличение доли иномарок, вытеснение дешевых российских автомобилей, увеличение в продажах доли качественных, дорогих машин и рост доходов населения.

В первом полугодии в России было продано 510 тысяч импортных автомобилей на 13,2 миллиарда долларов и 205 тысяч иномарок российского производства - на 2,8 миллиарда долларов, импортировано 150 тысяч подержанных автомашин - на 2,2 миллиарда долларов. А отечественных автомобилей продано 300 тысяч - на 2,4 миллиарда в долларовом эквиваленте.

Легковые авто