А свой первый дебютный фильм "Развод" Вера Сторожева показала на Минском кинофестивале в 1994 году. Так что боевое крещение Вера прошла в Беларуси, которую очень любит и часто там бывает.
- Я очень люблю Минск, - говорит режиссер, - это европейская столица, чистая, неспешная. И очень хорошие в ней живут люди. Они отличаются своей открытостью, добротой.
- На съемках фильма "Небо. Самолет. Девушка" Рената Литвинова выступила сценаристом, актрисой и продюсером одновременно. Не мешало ли это вашей режиссерской свободе?
- Если "фильм хорош - хорошо снял оператор, хорошо сыграл актер. Если фильм плохой - плохой режиссер." Так говорят...
- В кино за моментом счастья следует беда. Это обязательное правило?
- Мы на Землю пришли для испытаний. Человек не может долго находиться в счастье.
- Присутствовал ли элемент импровизации при съемках фильма "Небо. Самолет. Девушка"?
- По ходу дела сценарий сокращался, видоизменялся, поскольку на площадке всегда была автор сценария Рената Литвинова. Я очень люблю всякие обстоятельства, возникающие на съемочной площадке, поскольку они всегда привносят то, что никогда нельзя запланировать.
- В каких жанрах вы хотели бы снимать свои будущие фильмы?
- Мне не хочется снимать боевики - это не мое.
- Ваш кумир - Кира Муратова. Расскажите о ваших отношениях с ней?
- Мы очень давно знакомы, без дела не общаемся, бывает, созваниваемся, общение у нас творческое... Мой муж актер Сергей Попов в "Астеническом синдроме" сыграл главного героя. Через него произошло сближение с Кирой до того, как ее открыли, а ее фильмы сняли с полок. Кира его считает своим талисманом. Я написала для нее сценарий.
- Сложно находиться под ее влиянием?
- Влияние очевидное, видимое, как присутствие явления рядом. Наверное, еще придет открытие Киры Муратовой. Она - великий режиссер. Она не делает себе имя: она работает, и это главное ее состояние.
- Как вы попали в кино?
- Я поехала поступать в театральный институт, но поступила в Институт культуры на театрально-режиссерский, потом окончила Высшие режиссерские курсы.
- Вы диктатор на съемочной площадке?
- По необходимости. В работе не люблю товарищеских отношений ни с артистами, ни с операторами, я всегда сама по себе. Мне не нравится компанейскость. "У меня теплые отношения могут возникнуть, но я всегда чувствую черту, которую нельзя переходить в творческих отношениях. Я люблю артистов, и артисты, кстати, работают со мной с удовольствием".
- Кого бы вы назвали своим самым близким артистом?
- Четыре картины у меня уже отработал Михаил Ефремов. Мне с ним комфортно работать. Как с Гариком Сукачевым. Артисты становятся своими на материале. Чем я удачнее сделала актерский выбор, тем крепче соединился материал с артистом. Гарик Сукачев написал песни, спел и сыграл роль во "Французе", Миша Ефремов - главный над всеми артистами.
- Удалось ли посмотреть фильмы Московского кинофестиваля?
- Нет. С киногруппой от фестиваля мы встречались с Владимиром Путиным в его загородной резиденции. Он расспрашивал про мой фильм "Путешествие с домашними животными" и сказал, что у него тоже за городом живут животные.
Съемки нашего фильма проходили в средней части России в пяти городах. "Путешествие с домашними животными" - название, с одной стороны, бытовое, а с другой - загадочное. Автор сценария - Аркадий Красильщиков. 10 лет назад я прочитала сценарий, а вспомнила о нем два года назад. Сценарий оказался своевременным. К работе подключился продюсер Игорь Толстунов.
- Чем вас задел сценарий?
- Мне интересны внутренние состояния человека. Главная героиня - ее сыграла Ксения Кутепова - понимает, кто она, откуда, что ей надо. Герои в конце концов обретают себя.
- Когда за следующий фильм возьметесь?
- Я за 6 лет сняла пять фильмов. Это тяжело. Сейчас хочу подумать.
- Если бы вас пригласили в конкурсную программу, какой бы выбрали фестиваль?
- Я была с "Небом. Самолетом. Девушкой" на конкурсе в Венеции. На фестивалях, в том числе и на международных, ты как невеста. Не ты выбираешь, а тебя выбирают. Поэтому любому приглашению рады.