Недавно "СОЮЗ" уже писал о том, как упростится движение через Беларусь транзитного грузового автотранспорта в результате белорусско-российского межправительственного соглашения, подписанного в Москве главами таможенных ведомств наших стран. А на днях Президент республики Александр Лукашенко подписал указ, снимающий оставшиеся было сложности для автотранспортников. Необходимость в этом документе появилась в связи с вступлением в силу в Беларуси с 1 июля новой редакции Таможенного кодекса. Общее мнение таково: теперь таможенное оформление груза при пересечении белорусской границы для водителя транзитного грузовика мало чем будет отличаться от этой процедуры в Европе. С реализацией указа свобода транзита в стране становится всеобъемлющей.
Благодаря чему? Отныне строго регламентируется перечень документов, которые должны представлять перевозчики груза в органы таможенного контроля, и этот список достаточно узок. Контролю подлежат сведения, позволяющие для таможенных целей идентифицировать перевозимые товары и их количество.
- Сотрудники таможни не должны требовать дополнительные документы, - пояснил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Леонид Досов. - Четкая регламентация этого вопроса увеличит транзитную привлекательность Беларуси.
Даже если в документах допущены расхождения либо необходимые данные отсутствуют, владелец или доставщик груза в течение шести часов может их заявить или уточнить. И только при невыполнении этого условия товар может быть перевезен через Беларусь в сопровождении охраны МВД или таможенных органов, то есть за плату. Необходимость такой меры понятна - надо исключить возможные нарушения национального законодательства. А проще говоря, получить гарантии, что груз действительно будет вывезен из страны. Однако практика подсказывает, что такие случаи будут исключением из правила, отметил Л. Досов. К слову, и конвойное сопровождение стало с недавних пор значительно дешевле.
Все эти усовершенствования являются, по сути, частью государственной программы развития транзитных услуг в Беларуси. Ее расположение в центре Европы содействует этому. "СОЮЗ" уже рассказывал, что через Беларусь пролегают два международных транспортных коридора, в том числе важнейший для мировой торговли маршрут Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород. Постоянно совершенствуются автомагистрали, условия пересечения границы. Предпринимаемые белорусским правительством, в том числе и совместно с российскими органами управления, меры уже дают ощутимый эффект. Только в первом полугодии этого года объем транзитных перевозок возрос на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Через страну проследовало 320 тысяч грузовиков.
Происходит и переориентация транспортных потоков с российско-латвийского на белорусско-латвийское направление. Через Беларусь пошли грузы из Скандинавии и Финляндии. Так, через белорусско-латвийский погранпереход Урбаны за шесть месяцев прошло вдвое больше транспорта, чем за весь прошлый год. В итоге исчезли очереди грузовиков на латвийско-российской границе. Во втором полугодии, считают в Беларуси, поток транзитного транспорта, следующего через ее территорию, в том числе в Россию, еще более возрастет.