Остановить главный конвейер оппозиционно настроенным рабочим не удалось. Однако, как уверяют инициаторы акции, произведенные вчера автомобили являются недоукомплектованными.
В течение всего дня поступала крайне противоречивая информация о происходящем на ВАЗе. Представители независимого профсоюза "Единство" утверждали, что забастовка началась, как и планировалось, в 11.45 местного времени, и что в ней принимают участие несколько сот человек. В администрации автогиганта говорили о протесте кучки недовольных, не отразившемся на работе предприятия. Примечательно, что еще накануне лидер "Единства" Петр Золотарев в ответ на прямой вопрос корреспондента "РГ" оценил вероятность забастовки как пятьдесят на пятьдесят. Причиной утраты былой уверенности в успехе намеченной акции он назвал беспрецедентное давление на трудовой коллектив со стороны администрации предприятия.
- Такого количества милиции и военизированной охраны на территории я не припомню за всю историю существования завода, - заявил он. При этом Золотарев подчеркнул, что "Единство" не является организатором забастовки, а происходящее - стихийный протест трудящихся масс. Независимый профсоюз, по его словам, лишь оказывает консультативную поддержку забастовщика, поскольку они даже не сформировали забастовочный комитет.
Причиной волнений стало недовольство работников ряда цехов низким уровнем заработной платы. В двадцатых числах июля они в ультимативной форме потребовали у администрации завода резкого повышения заработной платы, почти в два с половиной раза - до 25 тысяч рублей, пригрозив в случае невыполнения остановить производственный конвейер. Первоначально никто не воспринял эту угрозу всерьез. Уж слишком хаотичной и разрозненной была в последнее время оппозиция администрации предприятия.
Профсоюз "Единство", созданный в начале 90-х Анатолием Ивановым, давно утратил былое влияние. Расцвет его могущества пришелся на 1996 год. Тогда рабочие на две недели остановили конвейер и добились того, чтобы на предприятии вовремя выплачивалась зарплата. С избранием Иванова депутатом Государственной Думы популярность "Единства" на заводе начала падать. За последние три года профсоюз попытался провести несколько публичных акций, но каждый раз они заканчивались провалом. По разным оценкам, сегодня в "Единстве" состоит от 600 до полутора тысяч человек, в то время как в лучшие времена - 3,5 тысячи. Показательно, что в дни проведения забастовки рабочими "Форда" во Всеволожске Петр Золотарев признавал, что "Единство" не в состоянии последовать примеру коллег - не хватает ресурса поднять на протест 110-тысячный коллектив "АвтоВАЗа".
И все же вчера акция протеста состоялась. Пусть и не столь масштабная, как планировалось.
- Знаете, как в таких случаях говорят в народе: гора родила мышь, - заявил вчера корреспонденту "РГ" директор пресс-службы ООО "Группа "АвтоВАЗ" Иван Скрыльник. - Забастовка, о которой так много и долго говорили, не состоялась. Конвейер не останавливался. Да, около 150 человек из 112-тысячного коллектива отказались от работы. С точки зрения права это нарушение трудового законодательства.
Руководитель департамента информационной политики и массовых коммуникаций областного правительства Андрей Колядин считает, что с экономической точки зрения ситуация неразрешима. Повышение средней зарплаты в два - два с половиной раза, до 25 тысяч рублей, приведет, естественно, к существенному удорожанию автомобилей, выпускаемых Волжским автозаводом. В результате автомобили "ВАЗ" станут неконкурентоспособны. Мне могут привести пример завода, выпускающего "Форды". Но на автомобили "Форд" люди за год пишутся, а вазовские машины этим похвастаться не могут. И потом, менеджмент "Форда" взял да сократил массу людей. Конечно, и вазовское руководство может произвести сокращения, полностью освободившись от социальной сферы и других непрофильных активов (по некоторым данным, в них задействовано порядка 38 тысяч человек), и тем самым поднять зарплату оставшимся на основных производствах. Но представляете, к какому социальному напряжению это может привести?
По мнению главного федерального инспектора по Самарской области Сергея Сычева, требования части работников цехов Мотор-3, 45-2, 46-1 объяснимы. Однако нелишне учитывать экономические интересы других работников и завода в целом. Обе стороны, считает Сычев, должны вести диалог и искать компромисс - у вазовцев достаточно и мудрости, и ответственности, чтобы разрешить все противоречия.
- Добиваться повышения зар-платы надо, - заявил председатель профкома ОАО "АвтоВАЗ" Николай Карагин. - Другое дело - как действовать. Все должно происходить в рамках законодательства, которое регулирует процедуру коллективного трудового спора. Ее необходимо пройти, так как проведение незаконной забастовки чревато для ее участников. Стоит вспомнить 94-й год, когда профсоюз "Единство" спровоцировал к забастовке полсотни человек в СКП. Когда начались суды, и Анатолий Семенович Иванов, и Сергей Константинович Ершов (есть протоколы судебных заседаний) отказались от ответственности: мол, мы не призывали к забастовке, а только консультировали. Они остались в стороне, а рабочих уволили с завода. И нашему профсоюзу пришлось за них просить тогдашнего генерального директора Владимира Каданникова. А в результате никто ничего не выиграл - весь завод проиграл. Поэтому надо понимать: сегодня остановка конвейера не решит ни одной проблемы. Лишь усугубит ситуацию. Недавно был по делам в Москве, проезжал мимо корпусов АЗЛК. Страшная картина: окна разбиты, на крыше даже деревья выросли. Но Москва "не заметила потери бойца", она-то большая. Люди нашли работу в других местах. А вот нам, тем, кто работает на "АвтоВАЗе" и живет в Тольятти, просто необходимо удержать завод. Случись с ним что-то, получим трагедию для многих тысяч людей.
Комментарий
Владимир Корнеев, руководитель департамента общественных связей ФНПР:
- Проблема повышения заработной платы работникам действительно очень актуальна. Именно поэтому профком проф-союза АСМ на предприятии весной 2007 года выступил с требованиями повышения заработной платы. В результате переговоров с администрацией (на предприятии функционирует постоянно действующая согласительная комиссия) зарплата с начала года была повышена в среднем на 9,8%. Тем не менее средняя зар-плата по предприятию остается низкой - 14 294 рубля, и требование ее повышения вполне справедливо.
Профсоюзы - экономическая организация, и утверждения председателя профсоюзной организации "АвтоВАЗа" основываются на строгих экономических расчетах. Повышение зарплаты возможно за счет сокращения издержек производства. Единовременное же резкое увеличение зарплаты до 25 тысяч рублей не имеет под собой реального экономического обоснования и действительно может привести к серьезному сокращению численности работающих. Сегодня конкурентоспособность завода невысока, и его довольно легко вывести из перечня экономически активных субъектов. Требование же немедленного 4-5-кратного повышения зар-платы в сложившихся условиях без переговоров и экономического обоснования, конечно же, пиар.
Согласно Трудовому кодексу РФ такие малочисленные профсоюзы, как "Единство", могут направлять своих представителей в комиссию по разработке и заключению коллективного договора. Профсоюз "Единство" пользуется данным правом, однако не принимает участия в коллективных переговорах по заключению коллективного договора. Но тем не менее действие коллективного договора распространяется на всех работников предприятия. И работники, и работодатели обязаны выполнять его положения. Такой договор на "АвтоВАЗе" заключается каждый год и действует на сегодняшний день.
На большинстве предприятий в России действует одна профсоюзная организация. Если где-то возникает альтернативная организация, это может означать две вещи: либо первая организация в каких-то вопросах недорабатывает и работники, которые не удовлетворены ее деятельностью, объединяются, чтобы самостоятельно защитить свои права, либо под видом профсоюза создается некая структура, нацеленная на решение далеких от интересов трудящихся проблем.
Если же "альтернативный профсоюз" конструктивно организует свою работу, то это вполне соответствует духу демократии и способствует развитию гражданского общества. Конечно, есть примеры сотрудничества нескольких профсоюзов в рамках одной отрасли. Так, например, в прошлом году было заключено соглашение о взаимодействии между Общероссийским профсоюзом авиационных работников и Профсоюзом летного состава России. Оба профсоюза участвуют в подписании тарифного соглашения.