Середина лета оказалась насыщенной околоавтомобильными темами. В первую очередь они оказались связаны с постепенным проникновением в нашу страну иностранных производителей. Причем производителей не только автомобилей, но и комплектующих.
Так, в минпромэнерго на днях согласовали проект соглашения по промышленной сборке автокомпонентов с европейской компанией "Аутомотив Лайтинг". Стоит отметить, что продукцией этого германо-итальянского холдинга является светотехника (блок-фары и противотуманные фары, задние фонари и дополнительные сигналы торможения), по производству которых он занимает одно из ведущих мест в мире.
С комплектующими России, если так можно выразиться, повезло. К отечественному рынку проявляет большой интерес Magna International, канадская компания, которая является одним из крупнейших в мире производителей автокомпонентов. В ближайшее время она собирается вложить более 30 миллионов долларов в строительство завода в Татарстане, продукция которого будет использоваться российским КамАЗом и автомобильными предприятиями группы "Северсталь-Авто".
Компания "Тирад" из Японии некоторое время назад анонсировала свое желание построить в Нижнем Новгороде завод по производству автомобильных радиаторов, которые будут востребованы автозаводом ГАЗ. По замыслу японцев, завод должен начать свою работу уже в 2009 году, а помогать в строительстве будет компания RMS, входящая в группу "Базовый элемент". Ей, кстати, будет принадлежать ровно половина в этом проекте, ориентировочная стоимость которого составляет на сегодня 24 миллиона долларов.
О выходе на отечественный рынок автокомпонентов думают также соответствующее подразделение корейской компании Hyundai, американцы в лице компании Lear, английская Stadco. В настоящее время, по данным Национальной ассоциации производителей автокомпонентов, существует около 30 различных проектов, претендующих на сборку комплектующих на территории России, из них чуть меньше половины имеют шансы быть оформленными на бумаге уже в этом году.
Такой интерес вполне объясним. Сегодня в России, по оценкам экспертов рынка, проблема не сколько в качестве сборки, сколько в отсутствии грамотного управления производственным процессом. Таким образом, создавая совместные предприятия с иностранцами, российские производители смогут обучиться новым навыкам и поднять уровень.
Тем более что ничего другого им просто не остается, представители тех предприятий, которые до сих пор производят "исконно" российские марки автомобилей (это ВАЗ, ГАЗ, УАЗ) заявляют, что готовы покупать запчасти только от тех производителей, кто способен обеспечить их надлежащее качество. Еще одним из необходимых процессов является процесс объединения - любому автопроизводителю гораздо легче контролировать качество запчастей от одного поставщика, чем разбираться с сотнями мелких предприятий.
А перспективы роста отрасли высоки - по разным оценкам, объем первичного и вторичного рынков автокомпонентов составляет около 10 миллиардов долларов. В эту цифру справедливости ради не входят те запчасти, которые производятся самими заводами для своих же собственных конвейеров, но цифра все же велика. Потенциал роста у нее еще больше - темпы роста первичного рынка, например, за следующие четыре года составят 28 процентов в год и достигнут 7 миллиардов долларов.
К тому же строительство заводов повышает инвестиционную привлекательность региона, решает ряд проблем с безработицей, что способствует улучшению климата, как экономического, так и, безусловно, социального. Хотя проблема с наличием достаточного числа квалифицированных рабочих рук для работы на предприятиях в регионах существует, но, думается, приходящие на российский рынок иностранцы способны ее решать с помощью различных курсов, тренингов и других обучающих мероприятий.