Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась ростом цен на сжиженный углеводородный газ, который является одним из самых распространенных видов альтернативного топлива для автомобилей.
Как сообщает ФАС, в адрес двух компаний, входящих в группу лиц, - ОАО "Газпром" и ОАО "Сибур" - были направлены запросы с просьбой разъяснить, насколько обоснованы последние изменения в цене газа.
Причиной для беспокойства послужили поступившие в ФАС обращения розничных продавцов и территориальных органов антимонопольной службы. В них говорилось, что оптовые цены на сжиженный углеводородный газ в середине текущего года серьезно выросли, и в некоторых регионах (в частности, в Белгородской и Самарской областях) это уже повлияло на розничные цены. В Москве пока что зафиксирован рост только оптовых цен. Интересно, что именно малая по сравнению с бензином цена газа, а не его экологическая безопасность, заставляет российских автовладельцев делать выбор в пользу этого вида топлива.
Возможно, позже, в процессе расследования запросы ФАС будут направлены и в некоторые другие компании, производящие и реализующие сжиженный углеводородный газ. Что же касается "Газпрома" и "Сибура", то их ответы должны прийти в антимонопольное ведомство до 18 августа.
- На основании этих ответов мы проверим, не является ли наблюдаемый в настоящее время рост цен на данный вид топлива результатом злоупотребления доминирующим положением или иных противоправных действий, - сообщил "РГ" заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. - В ходе предварительного расследования компании утверждали, что стоимость поднялась из-за таких объективных причин, как рост цен на внешнем рынке и аварий на заводах.
Надо отметить, что в 2005 году ФАС уже уличала ОАО "Газпром" и ОАО "Сибур" в установлении монопольно высокой цены на сжиженный углеводородный газ, что подтвердил и суд. Тогда было доказано, что компании получили 150 миллионов рублей необоснованного дохода. Правда, взыскать эту сумму в казну до сих пор так и не удалось. Судебные разбирательства, связанные уже с процессом выплаты денег, тянутся до сих пор. Анатолий Голомолзин утверждает, что проблема состоит в несовершенстве старого законодательства.
В частности, в 2005 году в России еще не существовало оборотных штрафов (соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях вступили в силу лишь в мае 2007 года). Раньше размер штрафа зависел от размера незаконно полученного дохода, а теперь - от годового оборота компании. То есть сейчас наказание назначается не за величину противоправного дохода, как раньше, а за сам факт нарушения антимонопольного законодательства. Это серьезно облегчило жизнь правоприменителей - особенно в тех случаях, когда нарушителей несколько и незаконный доход распределяется между ними неравномерно.
Таким образом, благодаря введению оборотных штрафов применять санкции к нарушителям антимонопольного законодательства стало проще, и заместитель главы ФАС уверен, что в случае, если недавнее повышение цен на один из популярных видов топлива окажется незаконным, восстановить справедливость удастся гораздо быстрее.