Виктор Зубков родился 15 сентября 1941 года в поселке Арбат Кушвинского района Свердловской области.
Кандидат экономических наук. В 1993-1999 годах работал в мэрии Санкт-Петербурга. Работал заместителем министра по налогам и сборам. В марте 2004 года назначен руководителем Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Женат, имеет дочь.
В марте этого года прошло сообщение, что Зубков рассматривался в качестве кандидатуры на пост члена Совета Федерации от Законодательного собрания Омской области. Однако, как видим, теперь у Виктора Зубкова появляется гораздо более значительное поле для деятельности.
Виктор Зубков неоднократно бывал на "Деловых завтраках" в "РГ".
Сегодня мы публикуем некоторые выдержки из его интервью и комментариев "Российской газете".
О расходах чиновников
Российская газета : А как вы относитесь к идее заполнения госслужащими деклараций о расходах, а не о доходах, как сейчас. Поможет это в борьбе с коррупцией?
Виктор Зубков : Такие попытки контроля за крупными тратами чиновников уже были, я тогда работал в налоговых органах. Израсходована ими сумма свыше 10 тысяч долларов - надо тотально "стучать" в налоговые органы. Да, мы море бумаги перевели, у нас все свободные места были заняты мешками с этой информацией. Но главного не было. Закон давал возможность контролировать эти операции, а ответственность госчиновников в нем не прописали. За рубежом, если ты покупаешь недвижимость, то тебе сразу говорят: "Давай, парень, документы, откуда денежный источник: либо это кредит, либо нотариально заверенное завещание на миллион долларов". Какой закон без ответственности?
РГ : И что мешает принять "правильный" закон?
Зубков : У нас пока не развит институт кредитных историй, у нас много чего нет. Наверное, должен пройти какой-то период времени, чтобы люди могли как-то показать свои доходы. То ли через кредитные истории, то ли через какие-то налоговые истории. Период становления базовых финансовых устоев довольно длительный.
О конфискации
РГ : Россия собирается подписать Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма. Каких обязательств потребует этот документ?
Зубков : Присоединение к Конвенции даст нам возможность внести серьезные изменения в действующее законодательство. Например, возродить конфискацию за преступления, связанные с легализацией "грязных" доходов.
Об олигархах
РГ : Угрожает ли национальной безопасности увеличение наличных денег в экономике? Насколько должна быть радикальной программа по их сокращению?
Зубков : Необходимо заинтересовать банкиров и бизнесменов в развитии безналичных платежей. Предоставить клиентам банков значительные льготы при таких операциях, создать условия, при которых станет выгодно большинство платежей производить без участия "живых" денег.
И все это нельзя откладывать, потому что преступный мир - постоянно в развитии, в движении. Те схемы, которые они разрабатывают у нас и за рубежом, придумывают очень неглупые подготовленные люди. Они, видимо, сами были банкирами, строили "пирамиды" и т.д. А кто у нас занимался финансовыми расследованиями пять лет назад, когда "уводились" десятки, сотни миллиардов долларов за рубеж? Никто. Не было в России финансовой разведки. Конечно, если бы ее создали лет 15 назад, то, наверное, сегодня многие вопросы вы бы просто мне не задавали.
РГ : И фамилии олигархов были бы тогда другие?
Зубков : Скорее всего олигархов в России было бы гораздо меньше.
О беглых капиталах
- На мой взгляд, сегодня складывается не совсем верное понимание роли финансовой разведки в процессе возвращения капитала в Россию. Между тем одна из задач, которую поставил перед нашим ведомством президент России, - защищать интересы государства, создавать нормальную деловую атмосферу в экономике и при этом не наносить ущерба бизнесу.
Мы хорошо знаем, что основная масса российских финансов, "работающих" сейчас за границей, не носит криминального характера. Капитал уходил из России в неблагоприятной экономической ситуации конца 90-х годов прошлого века при несовершенном налоговом законодательстве, то есть в условиях, в немалой степени созданных самим государством.
А как же быть с действительно "грязными" деньгами, оказавшимися за границей? Прежде всего отмечу, что амнистия касается средств, ранее скрытых от налогообложения, декларированных и добровольно возвращенных в Россию. При этом контроль за соблюдением налогового законодательства не входит в компетенцию Росфинмониторинга. Поэтому с нашей стороны не будет какого-то особого пристрастия к амнистируемым капиталам. Но я не исключаю, что часть "отмытых" денег криминал попытается вернуть на родину и мы будем располагать информацией об этом и работать с этой информацией. Конечно, основная часть неправедно добытых средств к нам не пойдет - те, у кого "рыльце в пушку", рисковать не станут. А вот владельцы чистых финансов сделают очень правильно, вернув их в Россию. У нас есть немало авторитетных, устойчивых банков, которые позволят этим деньгам эффективно работать и приносить прибыль. Те же российские граждане, которые по каким-либо причинам не смогут перевести деньги на счета банков в Россию, могут воспользоваться услугами зарубежных филиалов.
О налоговой амнистии
Опыт зарубежных стран, осуществлявших налоговую амнистию, показывает, что эффект в процессе возврата капитала достигается лишь при доверии граждан к государственным органам, а это во многом зависит от поддержки, которую могут оказать в этом вопросе и пресса, и общественные организации, и банковское сообщество. Мы хорошо понимаем всю важность предпринимаемых правительством шагов, поэтому сделаем все, чтобы не препятствовать и не создавать проблем людям, решившим поддержать отечественную экономику.
Приток зарубежных российских капиталов (да и скрытых пока внутрироссийских) окажет благотворное влияние на нашу банковскую систему, от чего в конечном счете выиграют простые граждане.
("Российская газета" за 12 августа 2005 г., за 31 октября 2006 г.).