Как выяснил корреспондент "РГ", источником напугавшего горожан предположения стало вчерашнее заседание комиссии по безопасности. Но как выяснил корреспондент "РГ", депутаты обсуждали не вопрос, запрещать или не запрещать водителям легковушек проезд мимо Красной площади, а оценивали предложенную поправку в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", цель которой - ограничить въезд в центр столицы грузового транспорта.
Без спроса регионов внедрять подобные запреты нельзя: таковы правила. Суть же предложенных изменений состоит в следующем: в городах с населением более 300 тысяч человек Госдума считает необходимым запретить въезд грузового транспорта в "зоны специальной организации движения". Под "зонами" подразумеваются наиболее загруженные районы - фактически центральные. Столичные законотворцы встретили это предложение со здоровым скепсисом: Москва - лидер автомобильных пробок в России, этот путь давно прошла.
К тому же новый штраф в 1,5-2, 5 тысячи рублей, который предлагают ввести за нарушение зонального режима, не остановит грузовик, если ему нужно, к примеру, проехать на стройку: там легко спишут эти деньги на производственную необходимость. Как верно заметил руководитель департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц, в Москве уже введены ограничения на въезд грузового транспорта. Правда, автор законопроекта в ответ на это парировал, что принятие федерального закона позволит органам власти всех городов упорядочить дорожное движение при том, что в каждом регионе местные власти будут вольны устанавливать свои правила ограничения.
Но даже в таком виде новый документ не устроил ни столичных парламентариев, ни приглашенных на заседание экспертов. Так, по словам зам. председателя комиссии по безопасности Сергея Гончарова, "в этом законопроекте нет четкой юридической составляющей", иными словами - из документа неясно главное, на какой именно транспорт распространяются ограничения: на грузовой, легковой или общественный".
"Запреты на въезд грузовиков сегодня могут, возможно, помочь другим регионам. В столице грузовой транспорт, увы, не главный камень преткновения, - говорит Инна Святенко, председатель комиссии по безопасности Мосгордумы. По ее словам, Москва может хоть завтра сделать центральные районы, к примеру, пешеходной зоной, но эффект от этого для разгрузки от пробок будет нулевым при нынешнем соотношении машин и дорог. "Одними запретами и ограничениями проблемы столичной загруженности не решить: мы ждем для обсуждения не такие точечные поправки, а комплексную глобальную программу, которая поможет москвичам свободнее передвигаться по городу.
В итоге депутаты решили отклонить предложенное новшество. Однако, несмотря на слухи, никто из московских парламентариев не решился в качестве альтернативы предложить законопроект о запрете на въезд легковых машин. Хотя главный специалист правового управления правительства Москвы Владимир Турков действительно назвал "ляпом разработчиков" тот факт, что ограничения в законопроекте не распространяются на легковые автомобили.
Справка "РГ"
Попытки ввести ограничения на въезд в центр Москвы не только грузовых, но и легковых машин уже предпринимались. В частности, инициатива мэрии по введению зон, куда не будут пускать автомобили, не соответствующие экостандарту "Евро-2", была оформлена в виде законопроекта еще в 2006 году, однако документ так и не был рассмотрен Мосгордумой.
1998 год. В Москве - первый запрет для въезда грузовых автомобилей в пределы Московской окружной железной дороги.
2000 год. В Москве введен запрет для въезда грузовых автомобилей в пределы Садового кольца машин грузоподъемностью больше одной тонны.
2004 год. Большегрузы перестали пускать без специального пропуска внутрь Третьего транспортного кольца.