Не приходится расслабляться и сейчас. По статистике ГИБДД, наиболее тяжкими последствиями характеризуются происшествия, случившиеся именно в октябре и ноябре. Нынешний же всплеск аварийности изумляет главными героями ДТП, вернее, героинями. В случаях, о которых идет речь, виновницами оказались женщины-водители, скрывшиеся с места совершения ДТП. Одна из них врезалась в группу малышей, трое из которых получили тяжелые травмы: семилетний Эрик - ушиб позвоночника и сотрясение мозга, Катя - тоже сотрясение мозга, тупую травму живота и перелом нижней челюсти, у Леры обнаружились закрытая черепно-мозговая травма, перелом основания черепа и мозговая кома. Вторая "наездница" врезалась в коляску с пятимесячным младенцем. Свидетели рассказывали: машина остановилась, из нее вышла женщина, посмотрела на случившееся, села обратно и уехала. Позже обеих виновниц аварий нашли: 35-летнюю бизнесвумен из Москвы и 27-летнюю жительницу Перми, второй месяц зарабатывающую в столице деньги.
Всех больше всего поразило то, что женщины уехали, бросив пострадавших детей на дороге. Благо обе аварии произошли днем, очевидцев было предостаточно, и нашлось кому и "скорую помощь" вызвать, и сообщить номера машин, совершивших наезд.
- Это женщины, - возмущается Владимир Федотов, сенатор из Карелии, в прошлом главный гаишник страны. - По сути матери, и такое отношение к детям? Это за гранью понимания.
Число аварий, совершенных по вине женщин за рулем, продолжает расти. Причем, утверждают в ГИБДД, их прирост превышает среднее увеличение дорожных происшествий по вине водителей в целом по стране. В 2002 году увеличение составило 24,7 процента, в 2003-м -16,2, 2004-м - 12,8, 2005-м - 27,3, 2006-м - 21,8 процента.
И скрываются с места происшествия женщины тоже не впервые. В прошлом году, например, количество ДТП, совершенных ими и неправомерно оставивших место аварии, а затем разысканных, выросло почти на 35 процентов. Всего же на их долю приходится 6 процентов от ДТП, виновные в которых скрылись. Москвички среди бегущих с места аварии занимают второе место после водительниц Свердловской области: в столице с места происшествия скрылась 1 31 дама, а на Урале - 135.
Объяснить причины такого явления в ГИБДД не взялись и отослали корреспондентов "РГ" к психологам и психиатрам. Но в частном порядке высказали предположение, что виной тому не только увеличение вообще женщин за рулем, но и факт феминизации. Женщины, занимающиеся бизнесом, по мнению автоинспекторов, привыкли "рулить" предприятием жестко, резко и безапелляционно. Точно так же они ведут себя за рулем автомобиля и на дороге. О том, что на дороге все равны - бизнесмены, госслужащие, банкиры, рабочие и бомжи, они забывают, как и о том, что правила писаны для всех тоже одни.
Впрочем, они допускают, что поведение водителя диктует не пол и не уровень мастерства, и даже не жесткость правил и тяжесть ответственности, а культура и уровень воспитания. По всей видимости, у нас с этим нелады у всех - и у мужчин, и у женщин. И те, и другие сплошь и рядом подрезают, не уступают дорогу даже тем, кто едет по главной. Раньше было в порядке вещей, что водитель, независимо от того, виновен он в аварии или нет, позаботится о пострадавшем, хотя бы просто поинтересуется его здоровьем. Сейчас же просто скрывается с места ДТП: а вдруг не найдут?
Они уезжают, не заметив жертву под колесами
Эрнест Цыганков,
директор Центра высшего водительского мастерства:
- Я не раз говорил, что женщины во многом совершеннее мужчины, они, как хамелеоны, легче приспосабливаются к ситуации на дороге. Но есть нюансы. Состояние женщины, настроение, ее реакция во многом находятся в прямой зависимости от физиологии. В некоторые дни женщин близко нельзя подпускать к рулю. Или девушка должна справляться со своими проблемами.
Гораздо более серьезный фактор - поведение в стрессовой ситуации. Как свидетельствует практика, реакция женщины бывает часто неадекватной и просто непредсказуемой. Она может остолбенеть и ничего не делать, может закрыть глаза и расплакаться, может начать огромное количество совершенно ненужных действий. Но мне казалось, что в отношении детей, хотя бы на уровне рефлексов, инстинктивно верх возьмет материнское начало. Я бы понял, если бы пьяный мужик сбил ребенка и уехал. Но женщина?
Виктор Кирьянов,
начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России:
- Рост аварийности не остановить одними карательными мерами по отношению к нарушителям. Надо прививать культуру поведения на дороге. И делать это нужно с детства. Сегодня модно обгонять по встречной, модно превышать скорость, проезжать на красный свет - эдакое ухарство, лишний раз показать, что круче всех. И главное, сколько ни объясняй людям, что они неправы, - все равно не поймут. Потому что уверены, что чем толще кошелек, чем больше корочек с печатями, тем больше прав.
Вот ввели ответственность за перевозку маленьких детей без детских кресел. Штраф - 100 рублей. Копейки, поэтому никто не спешит обзавестись этими креслами. Но сегодня мы не пристегнули ребенка, завтра перешли на его глазах дорогу на красный, а послезавтра он и сам перебежит тоже на красный, потому что так делают взрослые. Вот и вся культура.
В наши дни абсолютно ни к чему в автошколах изучать устройство двигателя - машины такие, что в них и не каждый автослесарь разберется. Может, лучше обзавестись психологом, который сможет еще в процессе обучения выявить предрасположенность человека к созданию аварийных ситуаций на дорогах и отговорит его от вождения. Не всем дано управлять машиной в нынешней чрезвычайно напряженной дорожной ситуации. Крутить педали можно научить и медведя, но он все равно не проедет без аварий по Садовому кольцу.
Светлана Муравейникова,
инструктор автовождения, бывший испытатель АЗЛК:
- Никогда раньше я не встречала такого женского хамства на дорогах, как сейчас. Подчеркиваю это: то, что раньше было лишь чисто неумением, сейчас представляет собой именно хамство. Чем еще можно объяснить то, что, обгоняя, женщина не просто подрезает, но при этом еще и показывает оскорбительную конфигурацию из пальцев?
Лично я объясняю это чисто психологическими особенностями женщины: они гораздо чаще, чем мужчины, становятся рабами своего четырехколесного друга. Если деньги позволяют даме обзавестись таким агрессивным автомобилем, как "БМВ" или "Субару", буквально с места набирающим высокую скорость, готовым разметать все и всех, эта дама и сама начинает вести себя так же агрессивно, не считаясь с окружающими. Причем не только на дороге. Я не раз наблюдала, как мои ученицы, еще вчера тихие мышки, сев за руль престижного внедорожника, вскоре становятся нетерпимыми к малейшему замечанию в свой адрес, начинают наставлять "рога" мужу, а потом и вовсе разводятся с ним. Трехэтажный мат в их устах теперь услышать гораздо вероятнее, чем слова "извините, пожалуйста"... И самое лучшее в таком случае - вспомнить правило трех "д", которое в наши дни все чаще расшифровывается как "дай дорогу дуре".
Светлана Шпорт,
врач-психиатр Научно- исследовательского центра судебной медицины им. Сербского:
- Женщины более эмоциональны по своей природе, чем мужчины. Добавьте сюда значимую социальную роль - матери, жены, выполнение которой вызывает у них повышенную напряженность. Поэтому, оказавшись в любой нестандартной ситуации, - к примеру, на дороге "пробка", а дома ждет голодный ребенок, - напряжение у женщины вырастает в несколько раз. Концентрация же внимания, напротив, резко падает. Фактически в этот момент она управляет автомобилем, целиком сосредоточившись на своей проблеме и ничего не видя вокруг.
В результате немало случаев, когда задержанные после совершения ДТП дамы искренне поражаются, услышав о том, что они сбили пешехода. Оказывается, что они и не скрывались с места аварии, они просто ее не заметили. А между тем женщины, по статистике, как раз гораздо чаще совершают наезды на пешеходов, чем оказываются виновными в крупных авариях с большим количеством пострадавших. Когда начинаешь разбираться, что же послужило причиной ДТП с их участием, как правило, выясняется, что трагедии предшествовал конфликт в семье или на работе или тревога за ребенка.
То, как ведет себя женщина на автомобиле и в целом на дороге, во многом зависит от того, зачем вообще она села за руль. В ходе исследования, проведенного в нашем центре, выявили пять причин, по которым дамы берутся управлять машиной и в соответствии с этим имеют пять отличных друг от друга манер поведения.
1. Автомобиль - любимая игрушка, позволяющая ее владелице наиболее полно самовыразиться. Так считают примерно 30 процентов участниц исследования. Эти женщины очень эмоциональны. Они с удовольствием ходили на занятия в автошколу. Много времени проводили в автомобиле как одни, так и с друзьями. Почти сразу выезжали на дорогу. Предпочитают высокие скорости.
2. Машина - средство минимизировать затраты на дорогу, быстрее решать свои проблемы - возить ребенка в сад или школу, добираться до работы и так далее. Такое отношение характерно для 21-25 процентов женщин. Они внимательно отнеслись к выбору инструктора для обучения вождению, изучили Правила дорожного движения, перед выездом на дорогу испытывали страх. Ездят аккуратно, на умеренной скорости, не нарушая Правил дорожного движения. Не создают трудностей для других участников движения.
3. Автомобиль - на всякий случай. Имеют 8,75 процента водительниц. В ходе обучения для них главное, чтобы автошкола находилась рядом с домом, неважно, хорошая она или плохая. Долго собираются с мыслями: садиться за руль или не стоит. А собравшись, предпочитают начать ездить с персональным инструктором. Ездят аккуратно, на умеренной скорости.
4. Автомобиль - признак зрелости. К такому выводу приходят 23,75 процента уравновешенных, уверенных в себе женщин. Им присущ рационализм, сдержанный характер. Обзавестись автомобилем их толкает осознание того, что они достигли возраста, когда могут позволить себе передвигаться на собственном автомобиле. За рулем ведут себя так же спокойно и уверенно, как в жизни, в сложных ситуациях действуют четко и осторожно.
5. Автомобиль для удобства. Им обзаводятся 16-25 процентов женщин. Они заканчивают автошколу, до малейших нюансов изучают автомобиль и Правила дорожного движения.
Кто из этих женщин наиболее предрасположен к авариям и может уехать с места ДТП? Скорее всего представительницы первой группы. Но и остальных нельзя исключить.