Руководство "Автотора" удивлено таким решением таможенных органов. В течение 10 лет автомобилестроители работали с таможенниками в одной технологической цепочке, перенесли совместно множество проверок различными компетентными органами, и все было нормально. А теперь неожиданно "Автотор" превратился в злостного неплательщика и "уклониста"... Ну, согласитесь, не верится в такое!
- Действуя в рамках правового поля, "Автотор" подал в судебные органы уже почти полторы сотни исков на действия таможенников, - говорит официальный представитель "Автотора" Елена Шамаева.
По странному совпадению, возникшей проблеме с калининградской таможней предшествовала кампания против "Автотора". Больше всего недоброжелателей "волнуют" налоговые льготы, которыми "Автотор", наряду с тремя сотнями других компаний, обладает как резидент особой экономической зоны в Калининградской области.
- Развернув кампанию, конкуренты пытаются добиться принятия поправок к постановлению правительства РФ, - говорит официальный представитель "Автотора" Елена Шамаева. - Это постановление регламентирует перечень так называемых "простых операций", не изменяющих состояние конечного товара и недостаточных для того, чтобы считать товар произведенным в Калининградской области. Инициаторы поправок пытаются убедить правительство в изменении понятия: приравнять к "простым сборочным операциям" все сборочные операции, в которых не используется сварка и окраска кузова автомобиля, пытаются добиться ужесточения требований к технологиям сборки автомобилей не только для новых проектов, как сказано в этом постановлении правительства, но и для уже действующих.
- Мы полностью соблюдаем действующий закон об особой экономической зоне, - утверждает Елена Шамаева. - Никто не мешал и другим производителям автомобилей создавать в Калининградской области заводы и тоже пользоваться установленными законом льготами, так же, как ими пользуются "Автотор" и сотни других резидентов ОЭЗ. Мы расцениваем попытки обвинить нас в нарушениях, как происки конкурентов, пытающихся лишить наш бизнес правовой основы и прибыли.
"Автотор" пытается правовыми методами решить спор с калининградской таможней. К сожалению, и здесь не обходится без "накладок". Так, в СМИ появилась информация, дескать иски в суд на "Автотор" подали таможенники. Хотя исковые заявления подали автомобиле-строители, не согласившись с предъявленными им претензиями. Руководство предприятия ясно выразило свои намерения действовать исключительно в правовом поле.
- От имени ЗАО "Автотор" официально заявляю, что мы не предпринимали, не предпринимаем и не будем предпринимать никаких действий, идущих вразрез с законодательством Российской Федерации, - говорит Елена Шамаева.
Г-жа Шамаева обращает внимание и на такие факты. Руководство "Автотора" обратилось в таможенные органы с просьбой распространить на предприятие право электронного декларирования продукции. Это позволило бы в разы повысить скорость таможенного оформления, облегчило бы работу и таможенников, и автопроизводителей. На словах таможенники обещали способствовать нововведению. На предприятии подготовили все необходимое оборудование, закупили и установили специальные программы. Автопроизводители надеются, что таможенные органы примут решения об электронном декларировании в разумные сроки. Во втором полугодии 2007 года на "Автоторе" поняли, что после увеличения объемов выпуска автомобилей, размеры склада временного хранения (СВХ) продукции перестали удовлетворять требованиям растущего производства. Автомобилестроители обратились в калининградскую таможню с просьбой утвердить документы об увеличении склада. Одновременно начали подготовку к строительству, замостили территорию...
Но на предприятии весьма опасаются возможного закрытия СВХ таможенниками. Если это случится, произойдет остановка производства.
- В последнее время мы стали сталкиваться со странным стечением обстоятельств, когда все наши действия комментируются с точностью до наоборот, - говорит официальный представитель "Автотора" Елена Шамаева. - Но мы не хотим строить никаких предположений, а будем добиваться справедливости в законном порядке в судебных инстанциях. При этом прозвучавшие в печати обвинения в том, что завод якобы может осложнить вступление России в ВТО, несостоятельны. Доля "Автотора" не превышает на сей день двух процентов рынка. Даже с учетом бурного роста производства эта доля в обозримом будущем не превысит четырех процентов.
Недавно на пресс-конференции свою взвешенную позицию озвучил губернатор Калининградской области Г. Боос: "Любые действия должностных лиц обжалуются либо у вышестоящих должностных лиц, либо в судебном порядке. Никак иначе я комментировать ситуацию вокруг "Автотора" не могу. Пока в суде не будет доказано, что "Автотор" нарушал законодательство Российской Федерации, в частности, Таможенный кодекс и закон об особой экономической зоне, я не буду считать "Автотор" нарушителем, - сказал губернатор. - Как и другие предприятия, "Автотор" должен иметь презумпцию невиновности, иначе никакого благоприятного инвестиционного климата в Калининградской области мы не создадим".
Очевидно, что и областные власти, и автомобилестроители заинтересованы в скорейшем разрешении ситуации законными методами. Все понимают, что на кону стоит очень много. Остановка производства автомобилей на "Автоторе" приведет к потере более 5000 рабочих мест как на самом предприятии, так и в смежных организациях, прекращению значительных налоговых отчислений в бюджеты всех уровней (в 2007 году отчисления запланированы на уровне 7 миллиардов 887 миллионов рублей). Кроме того, это грозит потерей инвестиций, исчисляемых десятками миллионов долларов, вложенных в производство иностранными компаниями BMW, General Motors, Kia Motors, Chery, а также отечественными инвесторами.