24.10.2007 06:10
Происшествия

Обвиняемые по делу о пожаре во владивостокском Сбербанке получили по 2 года тюрьмы

Вердикт по делу о гибели девяти человек на пожаре во Владивостоке не удовлетворил ни истцов, ни обвиняемых, ни адвокатов
Текст:  Ольга Журман (Владивосток)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4500)
Читать на сайте RG.RU

Вчера во Владивостоке вынесен приговор пяти обвиняемым по уголовному делу о пожаре в помещениях Сбербанка, произошедшем в январе прошлого года.

Текст приговора, занявшего 450 страниц, судья Лариса Смоленкова оглашала пять дней подряд.

Руководитель приморского отделения Сбербанка России Людмила Феофанова, старший инженер административно-хозяйственного отдела банка Виктор Хаников и начальник отдела государственного пожарного надзора Первореченского района Сергей Лузган приговорены к двум годам лишения свободы.

На один год и 10 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении приговорены один из владельцев здания Виктор Марченко и старший инспектор отдела государственного пожарного надзора Первореченского района Владивостока Алексей Лобанов.

Это был очень сильный, моментально занявший большую площадь пожар, случившийся почти в полдень. Свидетелями того, как женщины - сотрудницы банка, спасаясь от огня, выпрыгивали из окон, были тысячи горожан. Кто-то собирал пустые картонные коробки, тащил невесть откуда взявшиеся спортивные маты, снимал с себя шубы, чтобы смягчить удар падающим с восьмого этажа женщинам. Горожане срывали рекламные баннеры, пытаясь в них поймать людей. Но жертв все равно слишком много - девять человек, все женщины, почти у всех остались несовершеннолетние дети.

Как считают следствие и суд, Феофанова и Хаников виновны в том, что пренебрегли должностными обязанностями и не объясняли сотрудникам, как спасаться от пожара, не проводили с ними учебных тревог, не создали условий для спасения людей.

Адвокаты осужденных не согласны с приговором, защитник Александр Высоцкий заявил, что вина подсудимых не доказана. Защита готовит жалобу. Родственники тоже будут обжаловать приговор, они недовольны его мягкостью.

Единственное, с чем согласны все стороны, - с тем, что работа пожарных расчетов все-таки должна была быть рассмотрена в суде, ибо к ней есть масса претензий, но следствие о действиях пожарных было выделено в отдельное производство, а затем прекращено. Мать погибшей Антонины Арбатской Галина Валитова говорила корреспонденту "РГ", что считает, что ее дочь, висевшую на рекламном баннере снаружи здания, просто сбили струей воды пожарные. А потерпевшая Роза Первова вспоминает, как следователи задавали ей вопросы, где стоял в помещении Сбербанка огнетушитель, и просили нарисовать схему сигнализации на потолке сгоревшего кабинета, но о работе пожарных не спросили ничего. Хотя даже в заключении о действиях пожарных все же есть замечания. Так, "комплектация пожарных автолестниц и коленчатых подъемников (с которыми пожарные расчеты прибыли по вызову. - Авт.) не соответствовала действующим нормативным актам". У расчетов не было натяжных спасательных полотен и пневматических прыжковых спасательных устройств, "оснащение которыми обязательно".

Еще одно, что осталось за рамками разбирательств, - это причина пожара. Заключение пожаротехнической экспертизы о непотушенной сигарете лишь принято к сведению, но не удовлетворило ни родственников потерпевших, ни осужденных. К слову, о назначении экспертизы защита, обвиняемые и потерпевшие узнали случайно, а экспертиза, проведенная независимым экспертом, - его пригласил Виктор Марченко из столицы, в которой тот пришел к выводу о поджоге, не принята судом к рассмотрению. Отчасти это, а также то, что большинство потерпевших просили суд дать обвиняемым наказание без реального лишения свободы, позволило отцу погибшей Натальи Музыкиной заявить в суде, что на скамье подсудимых сидят "назначенные виновники, а истинные следствием не установлены".

Сразу же после пожара губернатор края Сергей Дарькин заявлял, что даст распоряжение разработать систему страхования, направленную на то, чтобы пожарные расчеты могли смелее поступать с припаркованными к домам автомобилями. Как известно, на пожаре в Сбербанке именно автостоянка у здания не давала возможности пожарным расчетам оперативно расставить автолестницы.

Разработана ли такая система - вопрос. Пресс-служба администрации на этот вопрос корреспондента "РГ" так и не смогла этого выяснить.

Здание на проспекте Красного Знамени, 59, во Владивостоке, где находилось отделение банка, было довольно быстро отремонтировано. Но автомобили там плотными рядами стоят до сих пор.

Суд Владивосток Дальний Восток