Власти Саратова готовятся к проведению конкурсов, в ходе которых многоквартирные дома, еще не определившиеся с формой управления, получат свои управляющие компании. Значит ли это, что коммунальная реформа в городе идет по плану и права жильцов соблюдаются?
Вы не просите - мы не делаем
С начала текущего года государственная жилищная инспекция области рассмотрела более 1200 жалоб на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг или на их отсутствие. Причем, как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель начальника инспекции Давид Ким, около 90 процентов всех жалоб приходится на Саратов.
- Я очень много езжу по области и могу констатировать: таких грубых нарушений эксплуатации и содержания жилищного фонда, как в областном центре, нет больше нигде, - заявил Давид Ким.
Под грубыми нарушениями эксплуатации понимаются прежде всего затопленные подвалы и текущие крыши, запредельный износ внутридомовых коммуникаций. И для областного центра это вполне обыденное явление. При этом, как уверены в жилищной инспекции, дело не в низких тарифах на жилищные и коммунальные услуги, а в отношении коммунальщиков к своей работе.
О сложившейся в ЖКХ Саратова ситуации отнюдь не лестно отзываются и уполномоченный по правам человека, и специалисты областного управления Роспотребнадзора. Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Татьяна Косматова отмечает, что среди вала жалоб, идущих на саратовских коммунальщиков, 80 процентов занимают обращения жителей Ленинского района.
Такая ситуация в районе (да и в целом по городу) сложилась главным образом вследствие недостаточного внимания администрации Саратова к проблемам населения в жилищно-коммунальной сфере.
- Органы местного самоуправления должны работать с управляющими компаниями, к которым в равной степени относятся как ДЕЗы, так и ТСЖ, ЖСК. Однако эта работа в Саратове ведется неудовлетворительно, - считает Давид Ким.
По мнению специалистов Роспотребнадзора, главная проблема потребителей жилищно-коммунальных услуг в Саратове - отсутствие информации. К примеру, для того, чтобы в подъезде сделали косметический ремонт, жильцы должны направить в управляющую компанию коллективную заявку. В противном случае можно из года в год платить по статье текущего ремонта, не получая положенных услуг.
- Возможно, ваш подъезд не попадет в график ремонтных работ, составляемый управляющей организацией на очередной год. Но если нет заявления, вас и в дальнейшем могут игнорировать на вполне законных основаниях. Понятно, что об этом жильцов не всегда информируют, - говорит Татьяна Косматова.
То же самое касается благоустройства придомовой территории, за которое коммунальщики исправно выставляют счета, а дворы не убираются годами (разве только в период весенних субботников). Чтобы управляющая компания произвела перерасчет, каждый житель дома должен написать в компанию обращение с требованием это сделать. Или деньги так и будут уходить в неизвестном направлении.
Людям предпочитают не говорить об их правах - и они о них не знают. Изменится ли что-то после назначения всем домам, которые еще не определились с формой управления (таких домов у нас 4 тысячи, что составляет около 50 процентов от всего жилфонда), собственной управляющей компании? На этот счет есть большие сомнения.
Штрафное вразумление
Однако не всегда достаточно написать письмо в управляющую компанию. Как корреспонденту "РГ" рассказали в территориальном управлении Роспотребнадзора, есть случаи, когда человек уходит в армию, но коммунальщики продолжают на него начислять плату. Они ссылаются на федеральные правила предоставления коммунальных услуг, согласно которым перерасчет делается по заявлению временно отсутствовавшего гражданина (хотя, в соответствии с этими же правилами, перерасчет должен производиться ежемесячно).
- Управляющая компания предложила сделать перерасчет после возвращения призывника домой. Но, мне кажется, что это противоречит здравому смыслу, - говорит Косматова.
В этом году одному из членов жилищно-строительного кооператива "Пединститут" удалось выиграть судебную тяжбу у энергетиков. Они прекратили подачу тепла в многоквартирный дом по той причине, что у кооператива образовался существенный долг за потребленную услугу.
- Ввиду отсутствия задолженности со стороны гражданина суд обязал поставщика услуги возобновить подачу тепловой энергии в дом, - рассказывает Татьяна Косматова.
Правда, в большинстве своем потребители предпочитают либо терпеть, либо писать жалобы куда только можно (включая областную прокуратуру). В свою очередь Давид Ким уверяет, что эффект от письменных обращений есть: если управляющие компании не реагируют на предписания инспекторов, их пытаются вразумить штрафами, суммы которых достигают 40-50 тысяч рублей.
- Главным образом штрафные санкции накладываются на должностных, а не на юридических лиц. Чтобы не получилось так, что штрафы выплачиваются за счет потребителей, получающих некачественные услуги, - заверяет Давид Ким.
Как считает уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова, массовое непредоставление жильцам положенных услуг происходит вследствие того, что в городе сложилась неблагоприятная ситуация, при которой граждане зачастую не могут реализовать свое право на выбор управляющей компании.
Прокуратурой были проведены проверки нескольких домов Октябрьского района, результаты которых заставляют сомневаться, что собственники сами выбрали именно эти ТСЖ с именно этими правлениями. В частности, одна из жительниц, значившаяся в протоколе общего собрания собственников от 2005 года как секретарь, на тот момент являлась… ученицей 8 класса.
Есть примеры, когда ДЕЗы настаивают на том, чтобы собственники жилых помещений заключали договоры на техническое обслуживание с определенными компаниями. При этом, по словам самих собственников, общее собрание жильцов в доме не организуется, по данному вопросу никакого голосования не проводится.
Кстати
За девять месяцев текущего года госжилинспекцией было обследовано 3,5 тысячи жилых домов. По результатам проверок составлено 413 протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов превысила 9 миллионов рублей. Из 1218 обращений граждан, поступивших в инспекцию за неполный год, 41,6 процента касались ремонта и содержания жилья, 13,1 - правомерности перепланировки помещений, 9,9 - оплаты жилищно-коммунальных услуг, 4,8 процента составили жалобы на бездействие должностных лиц.