Петербургские власти лоббируют принятие на федеральном уровне закона, предоставляющего малому бизнесу преимущественное право выкупа арендуемых помещений. Предприниматели Северной столицы оценивают инициативы Смольного двояко: с одной стороны - скептически (на дружескую руку местной администрации они давно уже не рассчитывают), с другой - с надеждой (если все пойдет так, как обещано, предпринимателям и в самом деле облегчат жизнь).
Недавно Государственной Думой в первом чтении принят законопроект "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества". Документ предоставляет малому бизнесу ряд "вкусных" преференций.
Добросовестные арендаторы государственной собственности с трехлетним стажем получают возможность приобрести ее в собственность в рассрочку по среднерыночным ценам.
Правда, площадь выкупаемого объекта не должна превышать 300 квадратных метров, а право собственности предприятие получит только после того, как полностью выплатит всю стоимость недвижимого имущества. До тех пор оно будет находиться в залоге у государства - субъекта РФ или муниципалитета. Перепродать помещение, пока его стоимость не будет выплачена полностью, нельзя. Напомним, что сейчас предпринимателям приходится бороться за помещения на открытых аукционах и зачастую проигрывать, поскольку зачастую в торгах верх берут крупные финансово-промышленные группы, которые потом сдают приобретенную недвижимость в аренду тем же малым предприятиям.
Есть и еще один существенный нюанс. Согласно федеральному законодательству (ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") до 1 января 2009 года муниципальные власти должны избавиться от "коммерческой" (то есть арендуемой кем-то) недвижимости, если она не нужна органам местного самоуправления для собственных нужд. Иными словами, муниципалитетам предписывается провести как можно больше торгов, чтобы на них выиграли как можно меньше малых предприятий. В этом случае малый бизнес будет вынужден либо закрыться, либо принять условия субарендаторов и скорее всего скрываться от налогов (о каких налогах может идти речь, когда в объеме издержек аренда съедает более половины средств). В итоге на заре 2009 года муниципалитеты РФ рискуют "попасть на крупные" деньги - потерять одну из самых значимых статей дохода в своих бюджетах, малый бизнес как таковой, и получить море безработных.
Кроме всего прочего, аренда имеет свойство непредсказуемо дорожать. При этом, как говорят специалисты, дорожают в основном производственные помещения, меньше - офисы. Сейчас стоимость квадратного метра в наиболее дешевых офисных центрах и аренда промышленных помещений в удобно расположенных промышленных зонах сравнялись в абсолютных величинах. Например, квадратный метр в помещении бизнес-центра класса "С" стоит 400 рублей (со всеми коммунальными платежами), а цена "квадрата" производственного помещения достигает 300 рублей - и это без учета потребляемой электроэнергии.
В структуре расходов малых предприятий, как уже говорилось, арендные платежи составляют почти 50 процентов. Плюс к этому 30 процентов "съедает зар-плата", которая также ежегодно растет, 10 процентов - налоги, 10-20 процентов - административные поборы. В итоге на развитие мало что остается, люди теряют интерес к своей деятельности... Подобная тенденция грозит в целом сокращением сектора малых промышленных предприятий. Кроме того, дальнейший рост арендных платежей неизбежен из-за сокращения предложения производственных площадей.
Сергей Федоров, председатель общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга, отметил, что вступление в силу закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества" повлечет за собой изменения в лучшую сторону. По его словам, только за последнее время предприниматели потеряли 83 процента (это 350-370 производств) выставленных на торги помещений. И это несмотря на то, что в городе действует распоряжение губернатора "продлевать аренду добросовестным арендаторам на 10 лет".
- Да, этот закон болезненно скажется на бюджете, но для нас важнее дать малому бизнесу развиваться, - сказал Федоров.
Исполнительный директор петербургской Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Даниил Коцюбинский признал, что "в целом законопроект следует признать полезным".
- Но при этом надо учесть несколько важных моментов. Во-первых, законопроект прошел только первое чтение, и неизвестно, на какое время затянется его окончательное принятие. Допустим, слушания продлятся до 2009 года - крайнего срока избавления от муниципальной собственности. Тогда документ окажется уже неактуальным. По словам Коцюбинского, малому бизнесу могут также пообещать, что закон примут после предстоящих думских и президентских выборов. В этом случае, продолжает он, возникают опасения несколько иного плана. Скажем, предприниматели "правильно проголосуют" (в надежде на лучшую судьбу проекта закона), а в ходе второго и третьего чтения появятся существенные поправки, которые, по сути, сведут "на нет" выгодную для малого бизнеса первоначальную основу документа. Например, федеральные народные избранники могут увеличить необходимый "стаж безупречности" для малого бизнеса с трех до пяти либо даже до десяти лет. Или введут оговорку, гласящую, что "арендатор вправе выкупить помещение, в котором не проводилась перепланировка". То есть поправки изменят изначальную суть законопроекта таким образом, что его принятие не принесет никакой пользы предпринимателям. Поэтому лучше и честнее было бы принять закон до выборов, считает Коцюбинский.
Подозрения специалистов по поводу того, что инициатива носит "предвыборный характер", неслучайные. Власти Петербурга явно не в ладах с городским малым бизнесом. Только за последние два года число малых предпринимателей сократилось здесь с 250 до 160 тысяч человек. За последнее время ликвидировано 1800 павильонов у остановок общественного транспорта (без работы остались примерно 40 тысяч человек). Кроме того, как отмечают специалисты, практически прекращена деятельность почти 2000 малых предпринимателей в зоне ответственности метрополитена.
Все это привело к структурным изменениям в составе городского среднего класса: за прошлый год доля предпринимателей с 13 процентов сократилась до 6 с одновременным ростом доли чиновников до 60 процентов.
Казбек Чумаков
Санкт-Петербург
"Российская газета"