Казалось бы, за четырнадцать лет современной истории Госдума охватила своим вниманием все сферы российской жизни, дошла до самых укромных, прятавшихся в тени уголков, куда до сих пор закон и не заглядывал. За один лишь четвертый созыв депутаты приняли более тысячи законов, несколько обогнав своих предшественников из третьего думского набора, за которыми около 700 подписанных президентом законов.
А народу, как выясняется, все равно еще не хватает норм и правил, чтобы разумнее, справедливее, надежнее обустроить жизнь. Выясняется это как раз сейчас, в разгар предвыборной кампании. К примеру, Госдума так пока и не придумала, как защитить российских детей от "вредного влияния чуждой идеологии", а взрослых от навязчивых сомнительных услуг. Нет у нас до сих пор закона, который бы не допустил, чтобы выпускники вузов сразу попадали в безработные. Упустили законодатели из виду тех, кто учится в духовной семинарии и не распространили на них государственные образовательные стандарты. А главное, и об этом чаще всего говорят на встречах партийных кандидатов в Госдуму с избирателями, так и не появился долгожданный закон, позволяющий призвать к порядку недобросовестных чиновников, которые служат не государству, не народу, а себе.
В предвыборной борьбе обнаружился и еще один законотворческий пробел, который позволяет чиновнику увольнять руководителей, имеющих отличную от чиновничьей политическую ориентацию. Случаи, как говорится, уже имели место. Председатель думского Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев сообщил корреспонденту "РГ", что в некоторых регионах используется "кадровая дубинка" для инакомыслящих руководителей. В качестве примера Исаев привел увольнение главного врача областной больницы, члена регионального заксобрания, который по некоторым вопросам голосовал "так, как это не устраивало губернатора". Подобные ситуации глава Комитета по труду и социальной политике назвал недопустимыми. И пообещал подготовить поправки в статью 278 Трудового кодекса РФ, которые исключат возможность увольнения сотрудников "по политическим соображениям".
В этой статье говорится о дополнительных основаниях для прекращения трудового договора с руководителем организации. Кроме всех прочих причин, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации может быть прекращен "в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)", а также "в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора". Это второе основание может дать "уполномоченному" повод для самых далекоидущих выводов. Трудовой кодекс, правда, предполагает, что "решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном правительством Российской Федерации". Однако полной гарантии от возможного сведения счетов с неугодными эта норма не дает.
"Мы оставим 278-ю статью в нынешнем ее виде для частных предпринимателей, - объяснил Исаев суть своей законотворческой инициативы. - И в этом есть своя правда: вложили в предприятие свои деньги, назначили управляющего - должны иметь право его уволить. Иное дело, когда этой нормой пользуются государственные и муниципальные чиновники. Поэтому в законопроекте будет написано, что в государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях руководители увольняются в порядке, определяемом правительством Российской Федерации по согласованию с российской трехсторонней комиссией, а муниципальных - в порядке, определяемом местным советом".
Андрей Исаев готов внести такой законопроект еще до конца сессии. Однако рассматривать его будет уже Дума пятого созыва.