Совместным приказом минэкономразвития, минпромэнерго и минфином установлен крайний срок для иностранных концернов о подписании соглашений для организации промышленной сборки автокомпонентов в России (см. "Российская газета", N 242 от 30 октября 2007 года). С 10 ноября сего года минэкономразвития прекращает подписывать соглашения о промсборке. Исключение будет сделано только для тех автоконцернов, которые до этого срока успели заключить с минэкономразвития по согласованию с минпромэнерго соглашения о намерении организовать "промышленную сборку".
Как уже писала "Российская бизнес-газета", изначально предполагалось, что этот срок наступит в сентябре, ведь данный указ был подписан еще 11 сентября. Потом сроки были перенесены на октябрь. Из-за перестановок в правительстве регистрация приказа в минюсте затянулась, в результате чего он был зарегистрирован только 25 октября. Вступает же он в силу по истечению десяти дней после его официального опубликования. Так что теперь уже точно все, кто не успел заключить соответствующие соглашения, на льготные условия могут больше не рассчитывать
Напомним, что весной 2005 года правительство приняло постановление о промышленной сборке, которое позволяет компаниям, заключившим инвестсоглашение и занятым промышленной сборкой автомобилей, беспошлинно или с 3-процентной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. Иначе пошлина составляет 15 процентов.
В прошлом году такие же льготы получили и производители автокомпонентов.
Все бы было хорошо, но Россия медленно, но верно приближается к вступлению в ВТО, а это значит, что далее играть на рынке мы будем уже не по собственным правилам. По нормам ВТО размер этих льгот должен уменьшиться, иначе у производителей будут неравные условия. Однако те компании, которые успеют заключить соглашения по промсборке в России, смогут до конца его действия пользоваться льготными условиями.
Для западных компаний собирать в России свои автомобили, по оценкам экспертов, очень выгодно. Рабочая сила у нас достаточно квалифицированная и не дорогая. Конечно, с китайской не сравнить, зато пока у нас нет особых проблем с экологами и проф-союзами, которые одолевают европейские автомобильные концерны. Кроме того, анализируя российский рынок, западные эксперты пришли к выводу, что в течение десяти ближайших лет российский автомобильный рынок станет одним из самых динамичных в мире. Согласно приведенным данным, количество новых автомобилей в России до 2014 года будет ежегодно возрастать на 6 процентов. При этом импорт новых автомобилей в Россию увеличится с 300 тысяч в 2004 году до 700 тысяч, а собранных в России иномарок - со 100 тысяч за тот же период до 800 тысяч. Они считают, что автомобильная индустрия может играть центральную роль в дальнейшем развитии народного хозяйства России. Ведь речь в данном случае идет о высококомплексной индустрии с производством продукции в различных секторах экономики - от производства сырья, переработки, сборки компонентов до конечной сборки. Кроме того, для обеспечения жизненного цикла автомобиля необходимы сервис, ремонт, оказание финансовых услуг по кредитованию покупки автомобиля и так далее.
Поэтому в принципе все, кто желал собирать автомобили в России, уже давно обратились в минэкономразвития. Инвестсоглашения с министерством подписали 15 иностранных компаний, среди которых Volkswagen, Nissan, Suzuki, Ford, Toyota General Motors, Peugeot-Citroen, на очереди стоит подписание соглашений с Mitsubishi и Hyundai. Самое крупное инвестиционное соглашение по промсборке автокомпонентов подписано с канадским концерном Magna. Кроме того, минэкономразвития ведет переговоры с американской компанией Johnson s, также занимающейся производством автокомпонентов.
По данным минэкономразвития, объем инвестиций в автомобилестроение в России уже составляет свыше 2,5 миллиарда долларов. А к 2010 году, считают в министерстве в России, производственная сборка российских автомобилей под иностранными брендами составит более одного миллиона в год. Так что в ближайшее время Россию ожидает настоящий автомобильный бум. Крупнейшие западные автоконцерны помогут нашим гражданам получить новые российские иномарки. Правда, что это будут за модели и по какой цене они будут продаваться, пока неясно. Чиновники в один голос говорят, что российские иномарки будут значительно дешевле импортных аналогов из-за рубежа на 20-30 процентов. Однако многие эксперты в этом очень сильно сомневаются. На качественные и недорогие марки иностранных авто граждане пишутся на полгода вперед. Кроме того, практика показывает, что все новые модели западных концернов, которые уже собираются, у нас дорожают, а отнюдь не становятся дешевле.
Единственные, чья судьба сегодня повисла в воздухе, это китайцы. На данный момент рассматривается только заявка компании Great WalI. От других подобных проектов из Поднебесной наши чиновники уже отказались, причем, по оценкам экспертов, инвестиции китайцев могли бы составить более 380 миллионов долларов. Скорее всего, и этот последний проект тоже зарубят.
Официальная версия чиновников - китайские автомобили не соответствуют требованиям безопасности, поэтому Европа и США уже запретили их продажу у себя. Однако многие эксперты уверены, что истинная причина отказа от китайского производителя в другом. Если мы пустим китайцев на свой рынок, наш отечественный автопром будет окончательно обречен. Оптимистичный же прогноз, что наши граждане не будут покупать китайские машины, не оправдался.
Сегодня, по данным департамента автомобилей Китайской экспортно-импортной палаты машинотехнической продукции, Россия по итогам первого полугодия 2007 года заняла первое место среди стран-импортеров китайских автомобилей. А Китай, по данным статистики, экспортирует свои автомобили в настоящий момент в 177 стран мира. По результатам первого полугодия к нам было вывезено в 5,8 раза больше автомобилей, чем в прошлом году, сумма этой продукции составила 450 миллионов долларов. Всего к нам уже поставлено 38,6 тысячи автомобилей, и это только за полгода. Кстати, данные за половину этого года уже превзошли показатели всего 2006 года.