"Протянем его от Третьего транспортного кольца вдоль Поклонной улицы до Парка победы с выходом на Минскую улицу", - докладывал собравшимся идею главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. По его мнению, это сразу разгрузит соседние с Кутузовским проспектом улицы, сделав их более комфортными для проживания. Но дорога над дорогой - только часть "хребта" новой застройки, который протянется над железнодорожными путями. Рельсы на всем этом протяжении закроет искусственная "платформа", на которой разместятся также жилые дома, офисы и паркинги. В частности, предполагается в "изголовье" этого необычного квартала поставить башню с апартаментами в окружении двух офисных мини-кварталов, а в "хвосте" - торгово-развлекательный центр с системой крытых общественных пространств и станции скоростного городского и пригородного железнодорожного транспорта. Сам же "хребет" будет состоять из жилых кварталов и гостиничных корпусов переменной этажности, плавно понижающихся от центра города. На самом верху его, примерно на высоте двух десятков метров над землей, разместится бульвар: под деревья и кустарники архитекторы готовы выделить 15-20 процентов общей площади.
По мнению Александра Кузьмина, получить для застройки лишних 2, 5 миллиона квадратных метров площадей - очень даже неплохой результат. Город сможет построить там полмиллиона квадратных метров нового жилья, 800 тысяч квадратов офисов и на 18 тысяч машино-мест гаражей и паркингов на всем протяжении новой магистрали. Но еще важнее, подчеркнул он, что этот "хребет" соединит в единое целое срединную часть столицы, разорванную сейчас открытыми железнодорожными путями даже в самых престижных местах.
"Кто же будет жить-то в квартирах, под которыми днем и ночью будут сновать и автомобили, и поезда, - усомнился было корреспондент "РГ" в разговоре с Вадимом Медведевым, вице-президентом компании Миракс-Групп, выступающей инициатором и заказчиком этого пилотного проекта. "Это будет самое престижное жилье в Москве, - уверен Медведев. - Потому что в строительстве и его, и всего "хребта" будут использованы самые современные шумопоглощающие, виброизолирующие, снимающие магнитное излучение технологии. - Они уже есть, и мы обязательно приведем их на российский рынок".
Мнение архитекторов, на суд которых "Моспроект-2" представил проект, было однозначным. "Таким путем уже идут США и многие страны Европы, - сказал, в частности, директор института МНИИТЭП Юрий Григорьев. - Для Москвы это первая заявка такого рода и нам сейчас надо решить - годится ли она для нее. Лично я уверен: годится". Солидарен с ним и Михаил Посохин: "Если этот проект будет реализован, мы получим абсолютно новое освоение пространства, которое до сих пор оставалось пустынным", - считает он.
И в самом деле, что до сих пор видели москвичи вокруг железных дорог, проходящих по городу? Склады, мусорные свалки, разного рода подсобные сооружения, лишь уродующие лицо города. И это - на огромных пространствах! Так что нужно сказать спасибо дефициту земли, который переживает сейчас столица. Именно он заставил городские власти всерьез заняться, наконец, этой проблемой. По крайней мере, как стало известно корреспонденту "РГ", мэр Москвы Юрий Лужков и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин недавно обсуждали ее при личной встрече и пришли к согласию в том, что землю, прилегающую к железнодорожным путям, можно и нужно использовать гораздо эффективнее. Лишь первые прикидки показали, что благодаря выводу непрофильной недвижимости, не используемой для перевозки пассажиров и грузов, Москва может получить для освоения дополнительно 450 гектаров земли. И проект строительства дублера Кутузовского проспекта - пока действительно лишь первая ласточка совершенно нового подхода к этой земле.
По крайней мере, первый заместитель мэра Москвы, руководитель строительного комплекса Владимир Ресин, который вел вчера заседание градостроительного совета, завершил его весьма оптимистично: "Люди тоннель под Ла-Маншем проложили. Неужели мы по городу не построим такой тоннель для железной дороги?!"