Практически нет сомнений, что он будет поддержан абсолютным большинством депутатов - как и при первом чтении 11 октября. Профильный Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи во главе с Валерием Язевым считает этот законопроект едва ли не главным приоритетом на финишном отрезке своей работы в Думе нынешнего созыва.
Впервые идея создать в России атомную госкорпорацию была официально озвучена в президентском Послании Владимира Путина весной нынешнего года. Именно в то время разворачивалась работа по формированию на базе гражданских активов атомной отрасли вертикально интегрированного мегахолдинга "Атомэнергопром". И многие, в том числе депутаты Госдумы, поначалу не поняли, что имел в виду президент, когда предложил "создать специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергетики и промышленности". Кто-то даже подумал, что глава государства попросту оговорился: холдинг, корпорация - с кем не случается...
Но глава Росатома Сергей Кириенко, явно посвященный в исходные планы, по горячим следам внес ясность:
- Президент достроил схему управления отраслью...
Из его последующих комментариев следовало, что создание атомной госкорпорации - это наиболее оптимальный в сложившихся условиях вариант консолидации отрасли, восстановления государственного контроля и управляемости в наиболее критичных ее секторах. Это - с одной стороны. А с другой - корпоративные механизмы и методы управления в гораздо большей степени соответствуют рыночным условиям.
Эти тезисы Сергей Кириенко развил и дополнил, когда по поручению президента представлял уже готовый законопроект к первому чтению. Особый акцент он сделал на том, что создаваемая корпорация является полностью государственной. Ее реорганизация или ликвидация, как и создание, возможны только на основании федерального закона, при ликвидации все имущество поступает в федеральную собственность. Управлять госкорпорацией будут наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Членов наблюдательного совета и его председателя, а также генерального директора госкорпорации назначает лично президент России.
Казалось бы, все в законопроекте изложено так, чтобы у депутатов не возникло сомнений - дело это государственное, хорошо продуманное и крайне необходимое. На этом фоне диссонансом выглядит лишь заключение Правового управления Государственной Думы.
Юристы нижней палаты, не одну собаку съевшие на экспертизе разного рода законодательных инициатив, усмотрели в предлагаемом законе о госкорпорации "Росатом" принципиальные нестыковки с действующим российским законодательством. И одна из главных состоит в том, что госкорпорация как некоммерческая организация, то есть "субъект частного права", наделяется в законе функциями органа государственной власти, что противоречит Конституции РФ, а также постановлениям Конституционного суда и пленума Верховного суда России.
Не менее серьезные замечания выдвинуты Правовым управлением Госдумы в отношении механизмов внешнего контроля, в том числе со стороны Счетной палаты, за финансово-хозяйственной деятельностью создаваемой госкорпорации, а также в отношении ее прав по распоряжению федеральным имуществом.
При рассмотрении закона в первом чтении, когда обсуждалась главным образом сама концепция, замечаниям правоведов не придали должного внимания. В итоге после пяти-шести вопросов к Сергею Кириенко и нескольких выступлений "за" проголосовали 360 депутатов, "против" и "воздержавшихся" не было, 90 человек не голосовали.
Как бы ни сложилось обсуждение законопроекта во втором чтении, разработчики документа и те, что его ускоренно продвигают, включая депутатов Госдумы, не могут не сознавать, что на карту ставятся не только будущие дивиденды от атомных контрактов и новых тендеров, выигранных за рубежом, но и наша общая безопасность, само будущее российской атомной отрасли, созданной трудом и лишениями миллионов людей.
В состав госкорпорации "Росатом" включается практически все, чем управляет сегодня Федеральное агентство по атомной энергии. Это ядерно-оружейный комплекс с научными центрами и десятью закрытыми городами, десять атомных станций, урановые рудники, заводы по обогащению урана и производству ядерного топлива. А также предприятия и объекты, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности.