"О необходимости принятия закона о северных пенсиях давно говорили все губернаторы северных регионов, - заметил вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин. - Государство обязано помнить покорителей Севера и других климатически суровых регионов и обеспечивать им достойную старость".
Законом предусмотрено повышение с 1 января 2008 года базовой части пенсий по старости и инвалидности тем, кто не менее 15 лет проработал в районах Крайнего Севера, до 2340 рублей, а тем, кто 20 лет трудился в приравненных к Крайнему Северу местностях, - до 2028 рублей. Значительное повышение пенсий ожидает северян, достигших 80 лет или являющихся инвалидами.
"Прибавку получат 1,1 миллиона человек", - сообщил первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов. "Принципиально важно, считает Морозов, - что повышение пенсий распространится и на тех людей, которые, как говорится, отработав свое на северах, сейчас проживают в других регионах страны".
По словам Олега Морозова, в ходе подготовки ко второму чтению в законопроект были внесены существенные коррективы. Как и обещали депутаты от "Единой России", повышение базовой части так называемых северных пенсий с 1 января 2008 года будет более весомым, чем предполагалось ранее. По сравнению с первым чтением рост составит почти 25 процентов. Законопроект дополняется также новой статьей, предусматривающей еще одну прибавку к этим пенсиям - с 1 августа 2008 года. С 1 августа 2008 года базовая часть северной пенсии снова вырастет - до 2 691 рубля. А у пенсионеров 80 лет и старше - до 5 382 рублей.
Второе чтение на вчерашнем пленарном заседании успешно прошел и другой "защитный" законопроект - с поправками к обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. "Автогражданка" все больше становится похожей на даму, приятную во всех отношениях. По крайней мере, нынешние народные избранники сильно старались, чтобы так оно и получилось. Они внесли изменения в федеральные законы об ОСАГО и об организации страхового дела в России, уточнив процедуру получения потерпевшим страховой выплаты, а также порядок определения размера страхового возмещения, причитающегося нескольким потерпевшим. И ввели принципиально новую норму, предполагающую неустойку за несвоевременное осуществление страховой выплаты. Ко второму чтению в законопроект, по словам члена Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Коваля, внесены "сущностные поправки, направленные на усиление социальной ответственности страховщиков перед страхователями и потерпевшими". В редакции первого чтения устанавливалось, что страховая сумма, в пределах которой возмещается вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего, - 160 тысяч рублей независимо от числа потерпевших. В процессе доработки в законопроект внесена норма, устанавливающая, что в случае смерти потерпевшего его иждивенцам будет выплачиваться фиксированная сумма - 135 тысяч рублей. Изменения коснулись и норм, предоставляющих льготы инвалидам. Теперь компенсация в размере 50 процентов от страховой премии будет предоставляться инвалидам независимо от того, как они приобрели свой автомобиль - с помощью государства или самостоятельно, если личный транспорт им необходим по медицинским показаниям.
Переработаны положения, касающиеся упрощенной процедуры получения потерпевшим страховой выплаты - без привлечения сотрудников ГИБДД, допускаемой в тех случаях, когда в результате ДТП причинен вред только имуществу (не более 25 тысяч рублей) и оно произошло с участием двух застрахованных транспортных средств и между ними нет разногласий. В законопроекте уточняется, как правильно оформить документы.
Кроме того, законопроект открывает российским автолюбителям дорогу к международной "Зеленой карте", которая регулирует претензии пострадавших в ДТП, совершенных при участии иностранцев. Против такой правки никто из депутатов не возражал. Правда, Борис Кибирев предложил поднять страховую выплату в том случае, если ДТП сильно подорвало здоровье человека или вообще отняло у него жизнь, со 160 тысяч до 240 тысяч рублей. "Средства для этого у страховщиков имеются, - сказал Кибирев, - в силу их рентабельной работы". Александр Коваль был согласен с тем, что выплаты "целесообразно увеличить". "Но совершенно очевидно, - заметил он, - что это приведет к увеличению страхового тарифа. Иначе сейчас увеличить выплаты невозможно". Поправки к ОСАГО требуют, чтобы страховщик рассматривал заявление потерпевшего о страховой выплате в течение 30 дней со дня их получения. В течение этого срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ. При неисполнении данной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить это обязательство, от страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. При этом размер неустойки, подлежащей выплате потерпевшему, не может превышать размер страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. "Принятыми поправками во втором чтении предлагается перенести вступление в силу закона на три месяца - с 1 января на 1 марта 2008 года, - пояснил первый вице-спикер Олег Морозов. - При этом все его основные положения, направленные на увеличение предельного размера страхового возмещения, упрощение процедуры получения страховых выплат, введение порядка прямого возмещения убытков и новых условий оформления полисов, удобных для пенсионеров и инвалидов, сохраняются. Словом, законопроект решает те проблемы, о которых чаще всего говорили автомобилисты".
Вчера депутаты в первом чтении приняли правительственный законопроект "Об обеспечении единства измерений", который, по словам председателя думского Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, направлен, с одной стороны, на обеспечение законных интересов продавцов и покупателей как на внутреннем, так и внешнем рынках. С другой стороны - на обеспечение высокоточных измерений при решении задач обороны и безопасности, а также при производстве высокотехнологичной, наукоемкой продукции, в том числе в сфере нанотехнологий".
Комментируя принятие нового закона о "Росатоме", Сергей Кириенко прямо заявил, что в его понимании это "воссоздание легендарного Минсредмаша СССР, но в новых рыночных условиях".