Во-первых, законом предлагается установить порядок прямого возмещения убытков, то есть обеспечить право потерпевшего предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу к страховщику, с которым заключен договор ОСАГО. Правда, при условии, что в результате ДТП причинен вред только имуществу и оно произошло с участием не более двух, причем застрахованных по ОСАГО транспортных средств.
Во-вторых, страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) возместить потерпевшим причиненный вред, будет составлять по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, до 160 тысяч рублей, имуществу нескольких потерпевших - не более 160 тысяч рублей, а имуществу одного потерпевшего - не более 120 тысяч рублей.
Закон также устанавливает срок, в который страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы - в течение 30 дней со дня их получения. В течение этого времени страховщик обязан произвести страховую выплату или направить потерпевшему "мотивированный отказ". В противном случае за каждый день просрочки страховщик уплачивает неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования Банка России. Причем размер неустойки не может превышать размер страховой суммы по возмещению вреда каждому потерпевшему.
Тем временем страховщики утверждают, что в следующем году им просто нечем будет выплачивать возросшие компенсации по автогражданке, если не повысить тарифы по ОСАГО как минимум на 20 процентов. Страховщики также жалуются на вступающие в силу поправки, увеличивающие выплаты по риску жизни и здоровья до 160 тысяч рублей на каждого пострадавшего. По их словам, уже в будущем году из-за этого совокупный объем выплат по ОСАГО может вырасти в два раза.
Участников рынка поддержала замначальника управления Росстрахнадзора Яна Мирошниченко, которая тоже видит проблему в действующей системе расчета тарифов по ОСАГО. А руководитель управления методологии Российского союза автостраховщиков Владимир Козлов отмечает, что если тенденция ухода страховщиков с рынка продолжится, то скоро в ряде регионов закон об ОСАГО просто некому будет исполнять.
Между тем, как пояснил "РГ" руководитель информационно-аналитического отдела Всероссийского союза страховщиков Эдуард Гребенщиков: "Стремление страховщиков нарастить резервы, сохранить запас прочности понятно и объяснимо. Но очень многие воспринимают в штыки даже разговоры о повышении тарифов по ОСАГО на 20 процентов после введения поправок в законодательство. С одной стороны, они определенно сделаны в пользу страхователя. Но с другой - изначально тарифы на автогражданку были установлены на достаточно комфортном для страховщиков уровне.
Кстати, массовые банкротства страховщиков в связи с растущими расходами на ремонт, высокую аварийность на дорогах, предсказывались и ранее, но, к счастью, этого не произошло. Пока с рынка ОСАГО ушло порядка полутора десятков небольших или средних компаний, причем почти у всех автогражданка занимала непропорционально большое, а то и господствующее место в портфеле. Иначе говоря, кроме автогражданки, которая шла "автоматом", с колес, они ничего больше продавать и обслуживать не умели или не собирались. Крупные же универсальные страховщики ограничивают долю ОСАГО в своем портфеле, так, чтобы возможные убытки по этому виду компенсировались плюсом по другим видам страхования. Есть и еще один защитный ярус - это гарантийные фонды РСА, которые воплощают принцип коллективной ответственности страховых компаний.
Во всем мире автогражданка - это тяжелый вид бизнеса, и страховщики здесь работают с полным напряжением сил. А клиент чувствует выплатную политику, видит и знает, как его обслуживают и как с ним обходятся, проникается доверием к страховщику или ожесточается. Перспектива платить больше никого, конечно, не радует, но те же самые автомобилисты являются потенциальными клиентами страховщиков по другим видам страхования, например по долгосрочному накопительному страхованию жизни. Который, как хочется надеяться, также приобретет массовый характер. И когда вводилось ОСАГО, многие представители страхового бизнеса говорили, что этот вид ценен для них прежде всего тем, что открывает доступ к огромному массиву страхователей".