Арестованный чиновник должен был провести новый этап переговоров с Ливией во время поездки Кудрина в ЮАР. Для этого запланирована остановка в Триполи.
Долг этой богатейшей страны возник еще во времена СССР, когда в борьбе с США за сферы влияния мы осуществляли наряду с оборудованием и машинами, поставки вооружений. Задолженность Ливии составляет более двух миллиардов долларов по основному долгу.
А если присоединить сюда проценты, то сумма будет выглядеть еще более внушительно - 3,5 миллиарда. По крайней мере, такие цифры значатся в федеральном бюджете 2007 года, с пометкой "по состоянию на 1 января 2006 года". Но не исключено, что сумма долга может оказаться выше. Официально ее никто не оглашает. Однако здесь есть еще один щекотливый момент.
Судя по ливийской прессе, "заемщики" не спешат признать долг. И, по всей видимости, трудность переговоров будет заключаться именно в том, чтобы убедить ливийскую сторону согласиться с претензиями России.
Некоторые эксперты уже высказали предположение, что погашение может пойти по так называемой алжирской схеме, то есть долги в обмен на закупку оружия. Параллельно могут вестись переговоры о допуске российских инвесторов в ливийский бизнес.
И Россия весьма заинтересована в успешном завершении переговоров, причем в ближайшее время. Сегодня Ливия ведет переговоры о покупке ракет и систем ПВО с Великобританией. Об этом еще летом сообщил секретарь Высшего народного комитета Джамахирии аль-Багдади Али аль-Махмуди.
Кроме того, и это, пожалуй, важнее военной техники, Россию интересует доступ отечественных инвесторов к ливийской экономике.
Словом, переговоры весьма специфические и крайне сложные. Алексей Кудрин, конечно, может на время заменить своего зама. Но если разбирательство затянется, то переговорщику придется искать замену. Ведь, по словам пресс-секретаря министра финансов Павла Кузнецова, Сторчак курировал такие непростые переговоры как урегулирование долгов бывшему СССР с рядом стран Центральной и Восточной Европы и Персидского залива, а также о досрочном погашении задолженности России перед странами Парижского клуба на сумму более 22,5 миллиарда долларов. Кроме того, он вел переговоры об урегулировании долгов с Сербией и Словенией.