Новая программа, предложенная на суд депутатов департаментом градостроительной политики, обещала до 2011 года исполнить сразу четыре заветных желания города и автолюбителей. Во-первых, дать гаражи-стоянки для временного размещения авто, установить перехватывающие гаражи-стоянки и гаражи-паркинги в центре Москвы, а заодно частично реализовать программу "Народный гараж", которая до сих пор существует лишь на бумаге.
Равнодушных не было ни среди депутатов, ни среди приглашенных экспертов: все-таки на будущей неделе этот вопрос станет ключевым на заседании столичного правительства. Но вынесенная на обсуждение гордумы целевая программа по строительству недостающих москвичам машино-мест вызвала больше вопросов, чем ответов, у народных избранников. Прежде чем дать свое согласие выдать 3 миллиарда бюджетных денег на новый гаражный виток, они пытались узнать, смогут ли жители получить за эти деньги реальное, а не мнимое машино-место в обозримом будущем по сходной цене и есть ли альтернатива утраченным ракушкам и пеналам?
Выяснилось, что сейчас дефицит гаражей и стоянок в Москве составляет 53 процента. Таковы данные управления координации выполнения программ гаражного строительства. Видимо, нехватка еще вырастет, если учесть, что только за этот год снесли более полутора тысяч ракушек. Разработчики новой программы в лице департамента градостроительной политики обещают эту проблему решить: к 2011 году уменьшить дефицит места цивилизованной парковки не отходя от дома на 13 процентов, построив около 400 тысяч машино-мест. Однако заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству Валерий Скобинов усомнился в точности столь оптимистических подсчетов. Как оказалось, данные, собранные в префектурах по уже построенным гаражам, оказались куда ниже тех, что приводило управление гаражного строительства.
Впрочем, не только расхождение в цифрах стало поводом для размышлений депутатов на тему: быть или не быть этой программе. Приглашенные на заседание представители московского городского отделения Всероссийского общества автомобилистов считают, что даже обещанные через три года 400 тысяч машино-мест Москву не спасут. По их утверждениям, чтобы столица была обеспечена на 60 процентов гаражами к 2011 году, потребуется 4,6 миллиона машино-мест, то есть ежегодно надо будет возводить больше миллиона.
В ГУП НИИ Генплана и вовсе уверены, что гаражная проблема будет кочевать из года в год, если экономически не стимулировать инвестора строить на дорогой столичной земле именно гаражи, а не что-то еще, приносящее доход повыше. А для этого нужно зарезервировать землю исключительно под благие гаражные намерения - чуть ли не хором подсказали эксперты разработчикам.
Однако авторы гаражной программы уверены, что и без резервации все у них получится: участки уже намечены. Причем фактически на уровне каждой управы. Однако смогут ли позволить себе место в таком новом гараже те, кто сегодня арендует у города машино-место? Народные избранники безуспешно пытались выяснить, почему с москвичами в ряде случаев не продлевают договор аренды земли на машино-место, когда-то оформленное по всем правилам? Департамент земельных ресурсов кивал на префектуры: мол, они решают продлевать или нет. Однако участники заседания напомнили, что префектурам давно невыгодно давать в аренду землю, которая имеет высокую инвестиционную привлекательность: куда лучше разыгрывать аренду по конкурсу. Видимо, как раз по этой причине программа "Народный гараж" осталась лишь красивой идеей. Хотя у департамента градостроительной политики свой взгляд на этот вопрос: в тексте программы сказано, что объекты программы "Народный гараж" являются объектами "точечной застройки" и могут быть реализованы исключительно на основе инициативы подавляющего большинства жителей". То есть фактически по принципу: съест-то он съест, но кто же ему даст. Вероятно, поэтому на обеспечение контроля за "народным гаражом", в отличие от всех других, разработчики и просят немного денег: всего-то 75 миллионов рублей.