Это долгожданный проект петербургской киностудии "АСДС" (инициалы продюсеров Андрея Сигле и Дмитрия Светозарова). Роль Родиона Раскольникова сыграл актер Владимир Кошевой. Это его первая большая роль в кино.
Российская газета: Как начиналась история о Раскольникове?
Владимир Кошевой: По телевидению был сюжет о спектакле нашего частного театра "Антика" "Флорентийская трагедия" Оскара Уайльда, где я играю принца. Дмитрий Светозаров увидел его, а он как раз искал актера на роль Раскольникова...
РГ: Эта роль - подарок судьбы.
Кошевой: Конечно. Вы не поверите, но я хотел отказаться от Раскольникова. Мне казалось, что я еще не готов играть такие роли, что не справлюсь. На второй или третий съемочный день я шел к Светозарову с покаянием. Решил сказать, что пока еще не снято много материала, давайте расстанемся. Уже открыл рот, как Дмитрий Иосифович со свойственным ему темпераментом "заговорил" меня: "Так, старик, слушай, здесь нужно следующее... А как ты думаешь, может, тут сделаем по-другому? Я не знаю, а ты как считаешь?" В общем, я и забыл, зачем пришел, моментально переключился на его энергию. Режиссер направлял меня туда, куда ему нужно было. Думаю, он почувствовал, с каким настроем я пришел.
РГ: Рассказывают, что когда снимали сцену убийства старухи, у вас случился обморок. Вы боитесь крови? Или было сильное переутомление?
Кошевой: Что это было - объяснить не могу. Вида крови не боюсь. Возможно, сказалось перенапряжение. Я очень волновался. Да, я рубил манекен, и ломался топор - и не один раз. Снимали Светлану Обидину (Елизавету). Последнее, что запомнил: я замахиваюсь топором, Елизавета закрывается рукой, и у нее течет кровь из ушей, изо рта, из носа. Честно вам скажу, было неприятно. Я, конечно, понимал всю технологию, знал о всех этих трубочках, но когда это произошло так натуралистично, наверное, испытал потрясение. Смутно помню тот момент. Долго приходил в себя уже дома, не мог успокоиться: меня колотило, друзья отпаивали коньяком.
РГ: Что делали, чтобы достичь нужной эмоции в сцене убийства?
Кошевой: Когда рубил по манекену, то представлял перед собой конкретного человека. Не Веру Александровну Карпову - эту милую женщину я убить бы не мог.
РГ: Какие сложные испытания еще выпали на вашу долю?
Кошевой: Была такая сцена. Раскольников идет по мосту после разговора с Мармеладовым, и проезжающий мимо извозчик бьет его по спине, чтобы он посторонился с дороги. Снимали эпизод долго. На меня надели щитки, но оказалось, что на экране их под одеждой видно. "Защиту" сняли. Артист никак не мог попасть мне хлыстом по спине, бил то по руке, то по ноге, и Светозаров сказал ему: "Ты бей по-настоящему. Один раз все-таки можно стерпеть". Камера, мотор, начали! Артист замахнулся, кнут затянул мне горло. Я чуть не задохнулся, начал хрипеть. Помню слова Дмитрия Иосифовича: "Ну, давай, бей актера, бей, у меня их много еще". Режиссер наш с чувством юмора... У меня остался шрам на шее, гримеры потом замазывали его неделю.
Известный российский композитор Эдуард Артемьев написал оперу "Преступление и наказание". Презентация двойного CD с записью прошла в ноябре нынешнего года. Идея была предложена режиссером Андреем Кончаловским еще в 1979 году. Он же написал либретто вместе с Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым. Работу над оперой Эдуард Артемьев начинал много раз, но результат его не устраивал. В 1998 году Кончаловскому удалось убедить композитора сосредоточиться только на ней. В итоге произведение было закончено за два года. Партию Раскольникова исполняет Владимир Ябчаник, Сонечки - Наталья Сидорцова.
Владимиру Кошевому 31 год. Актер родился в Риге. Учился в Московской военной академии. Окончил факультет журналистики МГУ, актерский факультет РАТИ. Работал в Московском театре им. Гоголя, в Театральном товариществе "814" Олега Меньшикова. Снимался в фильме "Своя чужая жизнь", сериале "Сармат". С 2004 года живет в Петербурге. После "Преступления и наказания" сыграл князя Юсупова в фильме Станислава Либина "Заговор" (скоро премьера в кинотеатрах), Николая Гумилева в фильме Дмитрия Томашпольского "Луна в зените" об Анне Ахматовой, Белого герцога в "Маленьких трагедиях" Ирины Евтеевой.