Взрыв бытового газа в элитной новостройке в центре Самары, случившийся ровно месяц назад, обнажил не только внутренности разрушенных квартир, но и остроту проблемы, от нерешенности которой страдают жители десятков подобных домов.
Как уже сообщала "РГ", 24 октября в результате взрыва шестиэтажного жилого дома по улице Алексея Толстого, 74, несколько человек получили тяжелые ранения. Один из пострадавших позже скончался в больнице. Злополучный дом, работы на котором закончились еще в 2004 году, до сих пор числится недостроем. Возводившая его компания так и не сдала жилье в эксплуатацию. Тем не менее часть обладателей квартир уже давно въехала в них по решению суда.
- К сожалению, такие ситуации, когда многоквартирный дом готов к вводу в эксплуатацию, но по различным причинам официально не сдан, имеют место в Самаре, - рассказал корреспонденту "РГ" начальник информационно-аналитического отдела аппарата уполномоченного по правам человека в Самарской области Виктор Бухарев. - Основной причиной проблемы является отсутствие у застройщика полной документации для регистрации объекта строительства. Причины разные: вина самого застройщика, вина организаций, уполномоченных выносить заключение по представленной проектной документации, либо вина органов, которые выдают соответствующие разрешения. Но так или иначе, все это приводит к тому, что де-факто объект есть, а де-юре его не существует. И таких домов в Самаре более пятидесяти.
Граждане вынуждены обращаться в судебные органы за установлением права собственности на вновь созданное недвижимое имущество, так как предполагать срок возможной регистрации построенного жилья во внесудебном порядке затруднительно. Более того, в связи с отсутствием иных жилых помещений, материальными трудностями люди, порой даже не дожидаясь судебного решения, начинают вселяться в эти дома, обрекая себя не только на жилищные неудобства, но и на проблемы с медицинским обслуживанием и трудоустройством. И даже, как показала трагедия на улице Алексея Толстого, подвергая опасности свою жизнь.
- Вряд ли я ошибусь, если скажу, что газ - хотя и огромное удобство в жизни, но очень опасная субстанция, - подчеркнул в разговоре с корреспондентом "РГ" главный инженер газовой компании Александр Семенов. - Поэтому любое отклонение от правил пользования, которые, кстати, как и все другие правила безопасности, написаны кровью, может привести к самым тяжелым последствиям. Согласно статистике, большинство аварий происходит в результате человеческой беспечности. Зачастую в погоне за "эксклюзивным" интерьером владельцы квартир без согласования со специализированной организацией производят перепланировку помещения, где установлены газовые приборы, закрывают газовые трубы коробами, замуровывают их в стены. А еще страшнее, когда нетерпеливые новоселы самостоятельно подключаются к газоснабжению…
- Еще лет 15-20 назад, к примеру, газ подавался в новые дома не только после сдачи дома госкомиссии, но и после того, как все жильцы прошли соответствующий обязательный инструктаж, - дополняет Александра Семенова Виктор Фомичев, много лет проработавший в горгазе. - Бывали случаи, когда из-за пары забывчивых новоселов люди вынуждены были по нескольку месяцев пользоваться электроплитками. Но ни у кого и мысли не возникало, что можно самостоятельно снять заглушку. Сейчас же это делается сплошь и рядом. А это не только нарушение правил безопасности, но и кража газа. Ведь если нет официального подключения к голубому топливу, то нет и оплаты за него. Чисто по-человечески я могу понять этих людей. Но как бывший специалист газового хозяйства - никогда. Цена такого правового нигилизма может быть очень высокой.
Резко отрицательно оценивает ситуацию с домами-призраками в областном центре и главный федеральный инспектор по Самарской области Сергей Сычев, который считает, что местный муниципалитет очень плохо работает по реализации приоритетного национального проекта "Доступное жилье".
- Реализация этого важного нацпроекта тормозится главой города, - говорит Сергей Сычев. - То ли это неумение работать, то ли его нежелание выполнять настояния президента страны. Получается, что правительство области, губернатор, правоохранительные и надзорные структуры озабочены этой проблемой, а муниципалитетам все равно. В Самаре за 2007 год не проведено ни одного конкурса на выделение участка под строительство, более того, не сформированы сами участки для проведения аукционов. В этом году мы имеем 54 дома, которые фактически построены, люди в них живут, но здания не сданы в эксплуатацию.
Где же выход из действительно сегодня критической, а завтра, возможно, и очередной трагической ситуации?
- А он может быть только один, - говорит адвокат Владимир Антонов. - Муниципальная власть должна жестко отслеживать все строящиеся дома и заставлять застройщиков в обязательном порядке сдавать их госкомиссии сразу после окончания работ, применяя для этого все законные меры воздействия. А может быть, и не всегда законные, хотя мне как юристу, наверное, не следовало бы этого говорить. У муниципалов есть для этого все возможности. В таких ситуациях лучше в чем-то поступиться, нежели лишать людей права на здоровье, а тем более - жизнь. Но практика, к сожалению, показывает, что чиновники отнюдь не стремятся оперативно выполнять свои функции по госприемке жилья. Кстати, отвечать за такие трагические последствия, на мой взгляд, наряду с теми, кто самостоятельно подключил дом к газоснабжению, тоже должны муниципалы. Поскольку их бездействие вынудило людей пойти на нарушение если и не закона, то просто существующего порядка. Есть же в Уголовном кодексе РФ статья за доведение до самоубийства. А чиновники своим бездействием толкнули людей именно на такую попытку.
- Как ни странно, но юрист, который по статусу обязан быть крючкотвором, рассуждает, ориентируясь на эмоции, а не на корректировку законов, - возражает Владимиру Антонову бывший сотрудник управления капитального строительства Куйбышевского горисполкома Владимир Маев. - В сложившейся ситуации чиновники, конечно, во многом виноваты. Но чиновники не нынешней администрации, а прежней, которая почему-то закрывала глаза на строительство домов теми, кто не имел на это право. Насколько я знаю, большинство из тех полусотни с лишним домов, что сегодня уже существуют де-факто, построены или вообще без разрешения, или с грубейшими нарушениями существующего порядка. И по сути своей являются самостроем. В прежние времена разговор с такими объектами был короткий - снос за счет застройщика. И потому самострои были очень редки. Сегодня же, когда это стало массовым явлением, естественно, нельзя сносить многоэтажки, в которых уже живут люди, заплатившие за свои квартиры огромные деньги. Но и принять их в эксплуатацию чиновники не могут, поскольку у застройщиков нет полного пакета документации, необходимой в таких случаях. А застройщики, которым, кстати, очень невыгодно держать дома не сданными госкомиссии, тоже ничего не могут сделать.
По мнению большинства экспертов, выходом из тупика могла бы стать строительная амнистия - прием в эксплуатацию всех новых домов, отвечающих требованиям безопасности, независимо от того, есть разрешения на их строительство или нет.