29.11.2007 02:37
СКФО

Фигурная ковань кубанского хуторянина не уступает изделиям мастеров XIX века

Хуторской кузнец, которому за 80 лет, сродни художнику
Текст:  Владимир Нестеренко (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №0 (4531)
Читать на сайте RG.RU

Фигурная ковань Анатолия Петренко из Брюховецкого района Кубани не уступает изделиям мастеров XIX века.

Впервые порог кузницы Анатолий переступил 19-летним пастухом осенью 1945-го.

После двух лет работы молотобойцем Петренко получил звание кузнеца. И мог уже давать новичку веселый наказ: "Дуй! Бей! Давай углей! Беги за водой скорей!" В кузнице Петренко нравилось многое: величественный горн, где шла закалка заготовок, мощная наковальня, которая дарила ритмичный перезвон молотков. А Петренко вместе с товарищами по кузнечному делу дарил вторую жизнь сеялкам, боронам, узлам сельхозмашин. Выполняли любые заказы: от изготовления болтов и гаек до художественной ковки железных украшений.

Когда Петренко стал признанным мастером, его пригласили преподавать кузнечное дело в Брюховецком сельхозтехникуме. И он, не бросая основную работу, по вечерам давал студентам уроки ремесла.

- Лекции Анатолия Владимировича, - вспоминает нынешний руководитель "Сельхозтехники" Сергей Пелипенко, в свое время прошедший школу Петренко, - были полезными и интересными. Помню, услышал от мастера, что температура железных заготовок в горне достигает 1200 градусов и в этот момент они становятся фиолетовыми, желтыми, синими, коричневыми и даже василькового цвета. Представляете, какую палитру видит кузнец! Получается, он сродни художнику.

...Сначала мы встретились с Петренко в кузнице. Анатолий Владимирович стоял у горна с квадратным зонтом для вытяжки дыма и гари. Рядом - две наковальни с молотом, который весит 12 килограммов. На щите - клещи. Их 20 видов. Причем все разные: для прямоугольных, круглых, квадратных деталей. Есть даже циркульные. Самый лучший и надежный помощник кузнеца - пневматический молот. На счету Петренко сотни, даже тысячи выполненных заказов.

- Были среди них и редкие, но блоху не пытался подковать, - улыбается мастер.

Вторая встреча - на хуторе имени Чкалова, где живет кузнец-удалец.

- У Анатолия Владимировича золотые руки, и как человек он - золото, - говорит доярка Инна Митлаш.

На хуторе Чкалова он, словно палочка-выручалочка. У кузнеца есть бензопила и "циркулярка", сварочный аппарат и крупорушка, зернодробилка и инструменты на все случаи жизни. И, конечно, своя мини-кузница. А главное, Петренко - человек безотказный и добрый. "Уважит даже малыша", - говорят земляки.

Его приглашают на все свадьбы как дорогого гостя. Хоть Анатолию Владимировичу и за 80, но как опытный самбист он любого возмутителя спокойствия может уложить на лопатки. Только драк при нем на торжествах никогда не бывает.

Три сына Анатолия Владимировича - Владимир, Павел и Андрей пошли по отцовским стопам. А вот нынешняя молодежь, сожалеет Петренко, побаивается и сторонится кузнечного ремесла. Приходится ему при необходимости самому ехать на работу на велосипеде. Эти возвращения к горну, у которого он простоял ровно 60 лет, мастеру не в тягость. Реставрирует ножи для плоскореза культиватора, обновляет клыки экскаватора, стропы автокрана, "подушки" "КамАЗа". Фигурную же ковань Петренко можно увидеть в музее. Она не уступает изделиям мастеров XIX века.

СКФО Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ