30.11.2007 04:05
Экономика

Сроки пуска первой станции омской подземки отложены на неопределенное время

Насколько еще задержится строительство подземки?
Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Прииртышье: №0 (4532)
Читать на сайте RG.RU
Сегодня на градостроительном совете специалисты обсудят, где разместятся новые станции метро "Торговый центр" и "Маршала Жукова". Их строительство предполагает отдаленная перспектива. Между тем сроки пуска первой очереди подземки отложены на неопределенный срок.
 
Метрополитен в Омске стали строить еще в незапамятном 1985 году. Первая его ветка должна была соединить улицы Рабочие, где располагались многочисленные машиностроительные заводы, с центром города. Но стройка шла крайне неспешно, а через десять лет оказалась и вовсе нецелесообразной. Страна погрузилась в кризис, заводы закрылись, и возить по подземным тоннелям стало попросту некого.

Вновь вспомнили о метро только 2000 году. В 2001-м работа закипела. Время потребовало поменять акценты и вплотную заняться возведением метромоста, первые опоры которого также ждали своего часа почти десять лет.

Два года назад наконец мост соединил берега Иртыша. На его открытии глава региона пообещал, что метропоезда повезут омичей в июле 2008 года. И в этом тогда, пожалуй, не сомневался никто. Но время вновь внесло коррективы. Теперь уже очевидно, что ни в следующем году, ни через год заветных слов из подземного репродуктора "Осторожно, двери закрываются" горожане так и не услышат.

Понятно, что основные проблемы омского метро, как и любого другого, упираются в финансирование. Бюджетный апогей за весь период строительства подземки наблюдался в 2005 году. Тогда на счета упали невиданные доселе деньги - почти два с половиной миллиарда рублей. Казалось, свет в конце тоннеля отчетливо виден. Счастье длилось недолго. Через год крупнейший "донор" области - компания "Сибнефть" сменила юридический адрес, и в бюджетной кривой обозначился резкий крен вниз. Намеченные планы оказались за гранью досягаемости. Сегодня назвать точную дату пуска первой очереди омского метро не возьмется никто.

- Чтобы закончить строительство, нам требуется не менее одиннадцати миллиардов рублей, - говорит руководитель управления по строительству объектов омского метрополитена Владимир Елисеев. - В прошлом году мы получили чуть меньше миллиарда рублей, в нынешнем - миллиард сто пятьдесят миллионов. На будущий год запланирована примерно такая же сумма. Вот и считайте.

Получается, еще одиннадцать лет ожидания. И то при условии, что цены на стройматериалы, электроэнергию и прочие расходы не изменятся. Между тем они растут. Нынешней осенью, например, почти на 70 процентов подорожал цемент, с нового года поднимутся цены на электричество и ГСМ. А это, в свою очередь,  новые миллиарды. 

Как бы там ни было, а стройка, несмотря на скудное финансирование, не останавливается.

Станция "Библиотека Пушкина", расположенная на пересечении улиц Фрунзе и Красный путь, уже обретает стены и потолочный свод. Начата проходка от станции "Кристалл" до станции "Заречная". Позади 256 метров самого сложного, залитого грунтовыми водами, участка. Теперь строители работают в "сухих условиях" и могут увеличить скорость движения до четырех метров в сутки.

Инженерный корпус, расположенный рядом с "Пушкинкой", обрел два подземных этажа и начал расти вверх. На левом берегу идет подготовка к монтажу станции "Заречная".

Почти готова площадка под депо на улице Лукашевича. Здесь со временем будет построен самый настоящий завод по ремонту и техническому обслуживанию будущих подземных поездов.

Станция "Соборная" пока пребывает в стадии проекта. Основная работа развернется здесь в будущем году. В 2008-м начнется и оборудование метромоста под движение электричек.

Специалисты уже всерьез задумываются и о том, какие поезда будут возить пассажиров - московской, питерской, а может, иностранной сборки. По предварительным расчетам, покупка двадцати необходимых вагонов обойдется бюджету в два миллиарда рублей.

Думают инженеры, архитекторы, экономисты и о развитии омского метро. Куда направить его будущие ветки, чтобы новый вид транспорта работал с максимальной отдачей? Уже сегодня на градсовете специалисты обсудят, где разместить станции второй очереди - двухуровневую "Торговый центр" и одноуровневую "Маршала Жукова".

Сегодня омичей с нетерпением ждут в Ванкувере. Здесь специально для сибирских мостостроителей собран проходческий щит нового поколения. Канадская техника на голову выше, чем та, которую используют в Омске. Поэтому, запущенная в апреле, она обгонит и перегонит старый проходческий щит и добавит оборотов омской стройке века.

Разумеется, если будет необходимость, а главное, финансовые возможности.

Сегодня совершенно очевидно, что омскому метрополитену без государственной поддержки не обойтись. До сих пор его участие в стройке выглядело весьма скромно. Руководство региона предполагает, что помочь завершению первой очереди подземки сможет грядущее 300-летие города. Юбилейная комиссия, которую возглавляет министр экономического развития и торговли России Эльвира Набиуллина, утвердила список приоритетных строек. Омское метро занимает в нем одну из верхних строк. Однако, по словам Владимира Елисеева, в минтрансе к новым оборотам финансирования пока не готовы.

Пока лишь Москва и Санкт-Петербург имеют реальные возможности строить и расширять свои подземные транспортные артерии. Действующие метрополитены в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Волгограде развиваются с большим скрипом. В Челябинске, Красноярске и Омске их открытие планируется в 2009-2015 годах, однако при нынешнем уровне финансирования эти сроки могут быть существенно сдвинуты. Неудивительно, что мысли о строительстве региональных подземных дорог на паритетных с государством условиях звучат все чаще.

- В середине ноября эту тему обсуждали метростроители на выездном заседании совета Агентства железнодорожного транспорта в Казани, - говорит Владимир Елисеев. - Речь шла о создании государственной целевой программы "Метро России", предполагающей совместное с регионами финансирование подземки в пропорции 50х50. Обсуждают сегодня эту тему и в минэкономики России, и в Общественной палате. На недавней встрече с жителями Красноярска о необходимости участия государства в строительстве метро говорил президент страны Владимир Путин.

Так или иначе, но в Омске, как и в других городах, претендующих на метрополитен, надеются, что лед в этой жизнено важной для российских мегаполисов сфере наконец тронется. Понимая при этом, что собственное участие в судьбоносных проектах должно быть самым активным.

На днях с омскими метростроителями встречался глава региона. Леонид Полежаев поставил задачу - освоить годовой бюджет метро за полгода. А на вторую половину года запланировать работы еще на 850 миллионов. Завышенный рубеж, по мнению губернатора, станет еще одним стимулом приблизить заветную цель.
 
Справка "РГ"
Сегодня государственную поддержку на строительство метро получают и европейские государства, и Соединенные Штаты Америки. В Италии госдотации составляют 70 процентов от бюджета метростроя, в Австрии - 50, в Германии - 45, В США - 75. В Бельгии и Нидерландах государство оплачивает расходы метрополитена на 100 процентов.
Общественный транспорт Омск Сибирь