Единая и без галстуков
Даже абсолютные лидеры думской гонки в предвыборную ночь нервничали: лидеры "единороссов" вышли к прессе только после первых результатов голосования, объявленных ЦИКом после девяти вечера по московскому времени.
"Это голосование не только за "Единую Россию", а за поддержку курса Владимира Путина, голосование подтвердило главную идею, что Путин является национальным лидером", - заявил журналистам Борис Грызлов поздно вечером в воскресенье. Он вышел к журналистам в белом спортивном свитере. Впрочем, все остальные его коллеги тоже бродили по штабу почти по-домашнему, без галстуков.
"Главный результат: граждане России высказались в поддержку проводимого курса, - заявил приехавший в пресс-центр вице-премьер Александр Жуков (он шел вторым номером по московскому списку), - это мандат доверия, выданный и президенту, и правительству, и "Единой России".
А Борис Грызлов вновь напомнил собравшимся, что голосование на выборах в Думу 2 декабря партийцы рассматривали и рассматривают как референдум в поддержку президента: "Результат существенно выше 50%, можно сказать, что Владимир Путин одержал победу в первом туре".
Зато еще одна проблема, идея формирования чисто партийного правительства, становится теперь буквально ребром. "Я думаю, что стратегически это абсолютно правильное направление, - обнадеживающе начал Александр Жуков, - пока мы не готовы сформировать партийное правительство, но мы должны двигаться к этому, потому что контакт и взаимная ответственность между правительством и парламентом обязательно должны присутствовать". "Партия в Думе должна больше влиять на формирование правительства", - радостно подхватил тему Юрий Лужков. Он детально прошелся по двум загадочным членам правительства, уличив одного из них в дарвинистских позициях, потом, правда, признал, что их уже отправили в отставку. И с явным удовольствием подвел теме итог: "Правительство в президентской республике всегда будет формировать президент, и это абсолютно правильно".
"Уже сегодня, еще ожидая окончательных результатов, можно говорить о том, что "Единая Россия" сможет сформировать парламентское большинство на базе своей фракции", - добавил, улыбаясь, Борис Грызлов.
А Юрий Лужков, напомнив об идеологической дискуссии внутри партии, предположил, что выработка "базисной позиции - центр, правый центр или центр с социальным компонентом" - будет продолжаться.
Впрочем, политические планы теперь - уже не главное для "единороссов". Два важнейших направления деятельности партии, по словам Грызлова, - это развитие экономики (он поспешил уточнить: "войти в пятерку самых крупных экономик мира") и решение социальных вопросов. "Дума пятого созыва в первую очередь должна будет решить вопрос о борьбе с бедностью", - и председатель партии пояснил, что ключевые показатели, которые "единороссы" будут корректировать с первых же дней работы в палате парламента, это зарплата бюджетникам, пенсии и МРОТ. Он не исключил, что в будущем возвращаться к этим трем показателям думцы должны "многократно в течение каждого года". "Мы не собираемся кардинально менять трехлетний бюджет, который задает основные направления развития страны", - заверил в свою очередь Александр Жуков.
Конечно, все ожидали приезда лидера списка "единороссов" Владимира Путина. Борис Грызлов сказал, что эта встреча партийцам еще предстоит, а на момент подготовки текста стало известно, что президент поздравил своих соратников по телефону.
Вся "Правда" о выборах
В избирательный штаб КПРФ журналистов не пускали. "Исключено", - отрезали представители пресс-службы. Сбор информации из регионов и координация действий проходили за задернутыми шторами, но об интенсивности этой работы можно было судить по стремительно перемещавшимся за ними теням и потоку людей, входящему в особняк неподалеку от Цветного бульвара.
Журналистам отвели место во флигеле напротив. Небольшое помещение не могло вместить всех желающих услышать комментарии лидера партии Геннадия Зюганова. Стандартным развлечением для операторов и корреспондентов, ожидающих выхода ньюсмейкеров, стал чай с бутербродами и чтение партийной ленты новостей. На большом мониторе желающие могли прочесть исключительно о нарушениях, зафиксированных наблюдателями в регионах. Перечень обновлялся каждые пять минут.
Первый раз через толпу журналистов Геннадий Зюганов и Иван Мельников пробрались в 19.20, сели за стол с микрофонами. Ожидавшегося после чтения новостей коммунистического гнева они не продемонстрировали. Геннадий Андреевич был спокоен, афористичен и выглядел усталым. "У нас большой опыт участия в избирательных кампаниях, но с такими обильными нарушениями мы еще не встречались", - заявил Зюганов.
Зюганов с удовольствием рассказал о замечательно проведенной его партией кампании, про 150 миллионов тиража "Правды" и любви, которой за последние годы воспылали к коммунистической идее студенты, ИТР и научная элита. Опросы, проведенные партией, сулили КПРФ от 20 до 40 процентов голосов, сообщил Зюганов, и рассказал об интересной технологии, по которой они предсказывают результат: за эквивалент берется результат выборов в муниципальные органы власти по Красноярскому краю. Именно здесь результат КПРФ оказывается почему-то наиболее близок к среднероссийскому - 30%. Именно Красноярский край, а не Томская область или Новосибирский академгородок, где у КПРФ рейтинг под 40% и даже выше, скромно пояснил Зюганов. Но тут же помрачнел, видимо, понимая, что эти данные - из далекого прошлого.
Наконец, Зюганов пообещал после выборов тысячи исков по фактам нарушений избирательного законодательства ("суды и прокуратура будут завалены работой") и свои, альтернативные, коммунистические результаты.
Во второй раз, около девяти, уже после оглашения результатов экзит-полов, к столу, уставленному микрофонами, пробраться было невозможно, журналистов было как в вагоне метро Таганско-Краснопресненской линии в час пик. "Здесь у нас вообще штаб протестных действий находится. Будем расширять", - двусмысленно пообещал Зюганов. Никакого удивления данные, озвученные главой ЦИК, у него не вызвали, хотя, по его данным, КПРФ должна была набрать на 3-4 процента больше. Не произошло изменения и в настроении.
Уныние сквозило в ответах Зюганова на вопросы. Коммунисты, по его словам, "готовы объединяться со всеми, кто желает жить в процветающей цивилизованной стране", но объединяться не с кем, потому что в парламент кроме них прошли силы, не достойные такой чести. "Ну, не с "Яблоком" же и СПС, для которых 7 процентов - "непреодолимый барьер, и они сами об этом знают".
Но любая трибуна хороша, если "дает возможность донести свою точку зрения до народа". Особенно хороша трибуна парламентская. "Мы остались последними гарантами свободы слова в стране", - объяснил он свое нежелание отказываться от похода в Думу в знак протеста против якобы вопиющих нарушений.
Без лидера - спокойнее
Предвыборный штаб ЛДПР ярко демонстрировал, какую роль в партии играет Владимир Жириновский. Как человеческий организм не может существовать без сердца, так и либерал-демократы без своего лидера ведут себя более чем спокойно.
Сложно сказать, было ли это связано с поступавшими в штаб данными из регионов. Комментарии по поводу результата ЛДПР ограничивались короткими и мало что значащими фразами: "Все в порядке". Но к празднованию успешного окончания избирательной кампании в штабе все равно готовились. Правда, не так откровенно, как раньше. В отдельную комнату быстро проносили подносы с овощами, колбасными изделиями, соки, воды. К столу несли не только типичный набор продуктов. На огромном подносе мимо журналистов быстро промелькнул зажаренный поросенок.
"Теперь уже у нас не будет ни революций, ни реформ, ни дефолта никто не организует, - заявил Жириновский за считаные минуты до объявления первых результатов. - Теперь это будут зрелые партии. Это будут партии, которые будут опираться на поддержку общества".
"В любом случае мы уже довольны, что это более 7 процентов, и мы в этом были уверены, - оценил лидер ЛДПР появившуюся через считаные минуты информацию из ЦИК. - И поскольку это пока предварительные данные, мы уверены, что это поднимется до 12-13 процентов".
Результат голосования Жириновский посчитал закономерным. За все эти годы у партии появились собственный избиратель и собственное политическое поле. Поле из людей, которые не хотят быть с левыми, но и выступают против "Единой России". "Это наше политическое поле, на котором проиграет любой другой игрок, если будет пытаться влезать на чужое поле", - предупредил Жириновский оппонентов.
Второй номер списка партии, предприниматель Андрей Луговой тоже был преисполнен оптимизмом. "У меня еще нет ощущения депутата, - признался он. - Есть ощущение удовлетворения от полученного результата". По его словам, он не стоял в стороне во время предвыборной кампании, а активно ездил по регионам и встречался с избирателями.
"Я буду работать в Госдуме, но не знаю, по какому направлению", - заявил Луговой. Для себя наиболее приемлемым он считает направление безопасности как сферы, в которой он долго работает. Правда, как совмещать депутатский мандат и бизнес, он не знает.
Шампанское пить лучше утром
Работа штаба "Справедливой России" мало чем отличалась от того, как проводили ночь их конкуренты. Сбор протоколов из регионов, собственный подсчет результатов голосования, подборка обнаруженных нарушений в ходе голосования. Но все это происходило в закрытом режиме.
Для общения с прессой партия организовала второй, "открытый" штаб, начавший работать в середине воскресенья. По сути, это был пресс-центр, вместимость которого в "Справедливой России" переоценили - журналистов оказалось гораздо больше, чем "справороссы" ждали в гости. Хотя до 9 часов вечера в этом штабе не происходило ровным счетом ничего.
Немногочисленные активисты "Справедливой России" друг у друга старательно выясняли текущие результаты и оценивали итоговые шансы. К 18.00 по московскому времени, где-то там, в закрытых коридорах первого партийного штаба, основываясь на данных exit-полов и утечках информации из региональных избирательных комиссий, "эсерам" насчитали третье место после "Единой России" и КПРФ.
Сказать, что эта информация членов партии сильно вдохновила, было бы преувеличением. Но все друг друга подбадривали - вот сейчас начнут считать западную часть страны, и результат коммунистов пойдет вниз, а у нас, наоборот, еще поднимется.
Надежду на желанное второе место, правда, разделяли далеко не все. "Утро началось с ощущения, что мы можем стать участниками серьезного политического процесса", - улыбался под камеры член первой тройки федерального списка Александр Бабаков. Только за кадром на лице у него отображалась то ли усталость, то ли все-таки легкая досада за неоправдывающиеся надежды. Бабаков признался корреспонденту "РГ", что ни о каком втором месте и речи быть не может. Но и он при этом итоговый результат для "Справедливой России" прогнозировал повыше тех неофициальных данных, что крутились в штабе вечером, пока Центризбирком по закону хранил молчание: "Думаю 10-12 процентов".
Внутренняя эйфория от первого же успеха под новым политическим брендом не захлестывала, но наружу все-таки прорывалась. Продумывали какие-то веселые поздравления лидера партии Сергея Миронова прямо в момент объявления ЦИКом первых результатов. Специально даже в "открытом" штабе появились отдельные представители молодежного движения партии, которые энергично демонстрировали бурную радость.
Лидеры партии не стали скрывать, что ожидали большего. "Я уверен в том, что "Справедливая Россия" по мере подсчета голосов будет набирать, в то время как ЛДПР будет падать", - предположил Сергей Миронов. И тут же переключился на разговор о том, что так мешало партии в этой избирательной кампании.
"Еще две недели назад всевозможные социологи и политологи говорили о том, что "Справедливой России" не будет в Госдуме пятого созыва", - подчеркнул он. Для этого якобы поднимались скандалы с выходом из партии целых региональных групп.
"Наша фракция увеличится до 45 членов в Госдуме - сегодня наших депутатов 30", - подсчитывал будущее представительство партии в нижней палате парламента Миронов. При этом он не забыл напомнить, что "Справедливая Россия", являясь конкурентом "Единой", выступает на стороне президента Владимира Путина.
"Искренне поздравляю Владимира Путина с убедительным результатом, поскольку результат "Единой России" - это, конечно, заслуга президента, - сказал Сергей Миронов. - Если говорить о том, что прошедшие выборы были замером рейтинга Владимира Путина, то, если сложить результаты "Единой России" и нашей партии, в сумме получится очень близко к тем 71 проценту, что президент получил на выборах в 2004 году".
Праздновать результат Миронов однако отказался. Шампанское "Справедливая Россия" закупила заранее, но лидер "эсеров", по его словам, шампанское не пьет. "Не говори гоп, пока не перепрыгнешь", - посоветовал он и своим сотоварищам.
Тихое поле
Списков аккредитованных работников СМИ у вахтеров не было, потому что не было и самой аккредитации. Строгие пенсионеры на входе записывали в "амбарную книгу" "прибытия-отбытия" журналистов и проводили их к руководству. В пресс-службе воздерживались от каких-либо заявлений, перенаправив журналистский интерес к ЦИК и главе партии Владимиру Плотникову, который день голосования провел в Волгоградской области, а к 21.00 должен был прилететь в Москву. "Из аэропорта сразу поедет в избирком, там и даст комментарии", - пояснили в пресс-службе.
"Честно признать результат"
Предвыборный штаб СПС начал свою работу в семь часов вечера, и уже в половине восьмого выступили лидеры партии Никита Белых и Борис Немцов.
Разумеется, в штабе партии весь вечер звучала критика в адрес нынешней власти. Около одиннадцати вечера перед публикой выступил и глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс: "Мы получили низкий результат. Первое, что мы должны сделать, честно признать этот результат. Я не считаю это поражение СПС моральным поражением. Оказавшись перед выбором, продолжать свою линию, понимая, к какому эффекту это приведет, или съехать на более мягкие позиции... СПС ни на йоту не сдал свою позицию, став объектом информационного нажима. СПС, получив такой результат, не получил морального поражения", - заявил Чубайс. Он выразил сожаление, что накануне выборов не произошло объединения демократической оппозиции. "Все возможное и невозможное, чтобы объединиться, было сделано честно, без дураков, с принятием на себя всех обязательств за это объединение. Теперь совершенно ясно, что смешно и глупо демократам в стране идти двумя или тремя колоннами", - сказал Чубайс. Впрочем, это, кажется, должно было быть ясно правому флангу еще в прошлую думскую кампанию.
Яблочный не спас
Партия "Яблоко" скорее всего не сможет занять депутатские места в Государственной Думе пятого созыва. Вчера около полуночи руководство "Яблока" провело пресс-конференцию, на которой партийные лидеры поделились своими впечатлениями от состоявшихся парламентских выборов.
Несмотря на то что "Яблоко" является старейшей либеральной партией России и позиционирует себя как правое демократическое крыло общества, вчера в штаб партии не пускали журналистов, объявив его закрытым. Как рассказала "РГ" пресс-секретарь партии Евгения Диллендорф, весь день штаб "Яблока" изучал нарушения на избирательных участках, "которых было много". Опоздав на брифинг, Григорий Явлинский пришел в крайне раздраженном настроении. К тому же десятки вспышек ослепили партийного лидера. Но тем не менее он с порога выразил благодарность своим избирателям, которые "в тяжелое время и не сильно надеясь, пришли нас поддержать. Впервые за четыре года страна могла услышать демократическую альтернативу", - заявил Явлинский. Для того чтобы о непримиримой оппозиции действующей власти узнали избиратели, партия выпустила в свет свою концепцию 8-миллионным тиражом. Граждан, обладающих правом голоса, как известно, 107 миллионов, поэтому партия не смогла накрыть всю страну "демократической волной". Григорий Явлинский, как и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, рассказал обо "всех нарушениях требований закона без исключения".
По предварительным данным Центризбиркома и итогам опросов на выходе с участков, партия "Яблоко" не выходит за пределы двух процентов по стране. Между тем, по словам Явлинского, опирающегося на результаты своих опросов, "Яблоко" в больших городах европейской части набрало больше 10 процентов, в Сибири - 6 процентов, а на Дальнем Востоке - 5 процентов. На "предварительных" победителей парламентской гонки Григорий Явлинский обрушился со всей силой. "Просматриваемая сейчас конструкция, где четыре партии попадают в Думу, по сути, является однопартийной системой и означает быстрый переход к тоталитаризму, господству одной идеологии", - негодовал лидер "Яблока".