ГИБДД России опробует на дорогах Подмосковья систему "поголовного" контроля за инспекторами в режиме онлайн. Об этих и других гаишных новшествах корреспонденту "РГ" рассказал начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев.
Российская газета : Сергей Алексеевич, на днях вы заявили, что действия гаишников будут контролировать из космоса. Это так?
Сергей Сергеев : С помощью высоких технологий налаживаем контроль за автоинспекторами - где они находятся, что делают, действительно ли наряд поехал туда, куда его послал на разводе начальник. Контроль будет осуществляться через космос. Уже начала действовать система спутникового видеонаблюдения за подвижными нарядами ДПС. Она способна видеть более 500 нарядов.
Кроме антикоррупционной составляющей у этого нововведения есть еще и организационная. Угонщиков и лихачей станем ловить оперативней.
РГ : А преследовать нарушителей с помощью космоса планируется?
Сергеев : Пока "слежка" из космоса - дело завтрашнего дня. А сегодня мы вводим гораздо более дешевые, но, на мой взгляд, очень эффективные новшества.
Уже организован прямой доступ стационарных постов к федеральным розыскным базам данных и региональному информационному центру управления ГИБДД.
РГ : И что увидит инспектор у себя на мониторе?
Сергеев : На всех магистралях, ведущих в столицу, уже установлены автоматические камеры, они не только отслеживают поток, но и мгновенно вычисляют угнанные и нерастаможенные машины. Система, кстати, так и называется - "Поток". В нее входят 35 комплексов по всей области.
А с введением в будущем году новых положений Кодекса РФ об административных правонарушениях данные с этих камер о нарушениях на дороге можно будет представлять и в суд - как доказательства.
РГ : Как сотрудник милиции за считаные секунды получит досье на любого из тысяч водителей на дороге?
Сергеев : Для этого формируется единая база по учету административных правонарушений и фактов лишения и выдачи водительских удостоверений по Московской области и Москве. Управление поддерживает связь с каждым из 14 подразделений в режиме видеоконференции.
Поясню, что это даст. Каждый пост и каждый экипаж машины ДПС мгновенно сможет проверить, лишен ли прав тот или иной водитель, действительно ли ему выдавали водительское удостоверение и кроме того, сколько за ним числится нарушений. Причем любых, вплоть до превышения скорости.
То есть вся персональная история любого водителя не будет для наших сотрудников тайной. А возмущенному скандалисту-лихачу тут же покажут картинку его нарушения - на всех патрульных машинах будут установлены не только мобильный компьютер, но и видеокамера. Уже сейчас большая часть подразделений обеспечена такой техникой.
РГ : А как быть с пробками?
Сергеев : На днях я представил депутатам облдумы наши расчеты. Мы предлагаем принять на федеральном уровне правовой акт, который бы ограничил движение грузового транспорта в часы пик. По нашим оценкам, фуры, строительные машины, самосвалы составляют в это напряженное время до трети транспортного потока.
Решение вопроса связано напрямую со строительством парковок и отстойников для транспорта, особенно большегрузного. А эта проблема пока не решена, но вопрос уже поставлен.
РГ : Временной запрет для грузовиков разгрузит дороги, но вряд ли раскупорит все пробки.
Сергеев : Верно. Считаю, что быстро поправить ситуацию можно следующим образом. Надо проложить дополнительные полосы движения, по одной в каждую сторону федеральных дорог от МКАДа до Малого Московского кольца: на Минском, Горьковском шоссе, на трассе Москва-Санкт-Петербург - до Зеленограда. Такое конкретное предложение нашим законотворцам тоже сделано.
РГ : Затрудняют движения маневры лихачей и "чайников". Не секрет, что многие свои права просто покупают.
Сергеев : Чтобы снизить риск аварий с участием так называемых "чайников", мы запланировали еще одно новшество. Провели более 100 проверок автошкол и пришли к выводу - необходимо внедрить видеоконтроль за экзаменами. Если наше предложение будет одобрено, получить права за взятку станет затруднительно.
РГ : А кроме неучей за рулем какие водители опасны для окружающих?
Сергеев : Мы вычислили опасную тенденцию. Растут нарушения по вине опытных и даже профессиональных водителей. Вдумайтесь, за год задержано 36 пьяных водителей пассажирских автобусов. Каждый из них мог стать причиной людских смертей. К административной ответственности привлечено около 13 тысяч водителей автобусов, в том числе за эксплуатацию машин с неисправной тормозной системой и рулевым управлением - 540. Теперь мы наказываем и руководителей автохозяйств. За подобные нарушения к административной ответственности привлечены 1200 должностных лиц предприятий. Кстати, в нынешнем году число происшествий с участием пьяных водителей сократилось почти втрое.
РГ : Не останутся ли обнадеживающие предложения, которые поддержат все водители, только на бумаге?
Сергеев : Думаю, нет. Областные власти одобрили все наши замыслы, и некоторые будут готовиться как законопроекты федерального уровня.